Счетная палата проверила эффективность оптимизации системы образования
Опубликовано 15 апреля 2015Счетная палата РФ представила результаты мониторинга эффективности оптимизации системы образования в прошлом году. По словам аудитора СП РФ Александра Филипенко, всего в рамках процесса оптимизации в 2014 году было реорганизовано 2030 учебных заведений, а почти 600 были ликвидированы. Также он сообщил, что в ближайшие 3 года будет ликвидировано или реорганизовано 3 639 образовательных учреждений, что приведет к сокращению их количества на 6%.
Счетная палата сообщила, что согласно планам оптимизации, к 2018 году количество организаций дополнительного образования сократится на 3,6%, дошкольного образования - на 5,6%, количество школ станет меньшим на 6%, а организаций СПО - на 16,1%. Также на 14,7% сократится количество организаций для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Филипенко отмечает, что процесс оптимизации в целом проходил без должного учета потребности населения и количества открывающихся учебных заведений. Так, Росстат прогнозирует увеличение потребности в местах в образовательных учреждениях на 2,5 млн. к 2020-2021 годам, тогда как вплоть до 2018 года запланировано закрытие 870 школ. Приводя пример, свидетельствующий о недостатках планирования, аудитор Счетной палаты рассказал, что в одном из населенных пунктов Чувашской Республики была построена школа на 165 мест. При этом в деревне есть действующая школа в неаварийном состоянии, которая загружена только на 60%.
Согласно данным проверки, оптимизация в некоторых регионах страны (более 35) привела к тому, что расходы на образовательные учреждения не только не сократились, но и даже выросли. Кроме того, не улучшилась ситуация и с доступностью образования для сельских жителей. Так, в 9,5 населенных пунктов с количеством населения 300-1500 человек нет детских садов, а почти 900 их них находятся на расстоянии более 25 км до ближайшего дошкольного образовательного учреждения. Подобная ситуация и со школами, отмечает Филипенко. В связи с этой ситуацией аудитор предлагает развивать семейное обучение, а также использовать дистанционные технологии обучения.
Также по результатам проверки была выявлена низкая доступность сельских жителей к качественным образовательным услугам. Так, согласно полученным сведениям, существует большой разрыв в численности населения 5-18 лет, которые охвачены общим и профессиональным образованием.
Среди других выявленных проблем - сокращение количества педагогических работников и рост количества учителей, которым приходится работать по совместительству с повышенной нагрузкой. К примеру, в одном из учебных заведений Астраханской области, педагоги работают по 12 часов в день на 1,5 - 2 ставки.