Школьные образовательные стандарты затронут до конца года до 44% учащихся общеобразовательных учреждений
Опубликовано 16 апреля 2014В планах Министерства образования и науки РФ значится – до конца этого года перевести 44% учащихся общеобразовательных учебных организаций на новые стандарты обучения. С 2011 года по таким стандартам уже начали учиться первоклассники. Разумеется, переход для средней, а тем более старшей школы должен быть постепенным. В некоторых учебных заведениях средняя школа уже функционирует согласно новым стандартам.
Проблемы начинаются в старшей школе. Там предметы разделили на базовый и углубленный уровни, а также допустили возможность выбирать некоторые предметы. Помимо этого, ЕГЭ по иностранному языку в 2015 году будет обязательным наряду с математикой и русским. Кстати, в пробном режиме госэкзамен по иностранному языку уже успешно прошел в прошлом году. По ряду предметов госэкзамен можно сдать уже в 10 классе. Также появляется новая дисциплина – «Россия в мире».
Новый стандарт в старшей школы предусматривает 7 дополнительных предметов, куда входят: астрономия, дизайн, индивидуальный проект и история родного края. Из предметов: физика, химия и биология в старших классах необходимо будет выбрать один для углубленного изучения. Кроме того, углубленно можно будет изучать еще 2-3 предмета.
Пока не известно, как поступать, если школьник решит изучать на высоком уровне больше того, что предполагают новые стандарты. Детей с широким кругозором меньше не становится. Так, если ребенок решит изучать углубленно физику, биологию и химию, то информатика, география и экономика для него будут доступны лишь на базовом уровне. Но без информатики сейчас обучение вообще нельзя себе и представить.
Однако трудности на этом не заканчиваются – основная забота – двухуровневый ЕГЭ. Необходимость введения двухуровневой системы образования предусматривает и двойную комплектацию заданий – базовую и углубленную. И эти задания должны быть привязаны к программе обучения. А федеральный перечень учебников с разным уровнем образования еще не определен. И еще вопрос: как оценивать ответы базового и профильного уровней? Если школьник освоил физику на базовом уровне и решил задачку из области: посчитать мощность лампочки, зная силу тока и напряжение, то что ему ставить – 100 баллов или, например, 20 – реальная оценка, на которую такая задача и тянет? Скорее, 20. Если нет, тогда количество таких вот псевдо-стобалльников возрастет неимоверно и достоверность оценки знаний будет полностью нивелирована. Или напротив оценки будет надпись: «базовый – 20»? В данном случае приемным комиссиям в вузах работы прибавится многократно.
Для школьника, безусловно, очень важно, чтобы именно его способности и цели были учтены в новых образовательных стандартах. Но все же есть дети, одаренные в совершенно противоположных областях, и их интересы тоже необходимо учитывать.
Автор: © Aleksej Kuntsevich