Глава Минобрнауки: система госконтроля вузов должна быть нацелена на качество обучения
Опубликовано 19 октября 2018Глава Минобрнауки Михаил Котюков призвал ориентироваться на качество обучения в вузах. По его словам, именно на это должна быть нацелена система государственного контроля за работой вузов, изменения которой сегодня проходят обсуждение. На процесс обучения система должна быть нацелена в меньшей степени, отметил он в ходе общения с журналистами в кулуарах форума «Открытые инновации».
Напомним, инициатива о пересмотре действующей системы госаккредитации вузов ранее была направлена председателю правительства и президенту РФ представителями ряда ассоциаций вузов России. Авторы инициативы отметили, что система госаккредитации устарела и не учитывает современные глобальные требования к организации процесса образования. Также стало известно, что кабмин рассматривает возможность объединения процедур аккредитации и лицензирования вузов. Об этом сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Михаил Котюков рассказал, что уже несколько лет под пристальным вниманием образовательного ведомства находится система совершенствования организаций, реализующих программы высшего образования. Ведомство считает, что эта система контроля должна в большей степени ориентироваться на качество, а не на процесс обучения. Минобрнауки все еще обсуждает инициативу об объединении системы аккредитации и лицензирования вузов, однако дискуссия не завершена. Эксперты рассматривают возможность проведения эксперимента в группе университетов.
Тема госаккредитации вузов была поднята и в недавнем интервью ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. Эксперт заявил, что госаккредитация не должна быть анонимной. На сайтах вузов должны быть указаны фамилии экспертов, которые одобрили данную программу. Они своей профессиональной и научной репутацией будут подтверждать решение Рособрнадзора. По словам Кузьминова, такой принцип уже реализуется в отношении присуждения собственных ученых степеней ведущими вузами.
Экспертами при проведении госаккредитации должны выступать ученые и практики соответствующих областей. Кузьминов добавил, что такие люди работают в ведущих вуза и являются очень востребованными. При этом он уверен, что при привлечении таких специалистов перед ними нужно ставит соответствующие задачи. Они могут проанализировать преподавательский состав, предметы учебного плана, и сказать, что нужно усилить или изменить, как восполнить дефицит кадров и лабораторных мощностей. Ректор считает, что сделать это можно и в удаленном режиме.