Школьное сочинение предлагают оценивать по пяти критериям
Опубликовано 02 октября 2014Федеральный институт педагогических измерений обнародовал первые возможные критерии, которые будут применяться в оценивании школьных сочинений. Напомним, выпускники 2014/2015 учебного года для допуска к ГИА должны будут в обязательном порядке написать сочинение. Ранее были определены пять основных направлений, в рамках которых в каждом экзаменационном комплекте буде по пять тем. Сами темы станут известны ученикам только в день написания работы. С целью помочь педагогам и выпускникам сориентироваться, ФИПИ привел примеры тем, среди которых были такие: Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Почему люди пишут стихи? и др. В то же время в институте подчеркнули, что именно эти темы на экзамен не вынесут.
Что касается критериев оценивания сочинения, то ФИПИ определило, что школы должны будут учитывать пять параметров, а вузы - десять. На сайте Рособрнадзора сообщается, что предварительные критерии включают: аргументацию, соответствие теме, качество речи и грамотность, привлечение литературного материала и композицию. Выпускники должны будут раскрыть свою точку зрения с использованием хотя бы одного источника из российской или мировой литературы. По мнению специалистов Федерального института педагогических измерений, более важным моментом является глубина раскрытия темы, а не количество использованных произведений.
Оценка сочинений в школах пока что будет проходить по системе «зачет/незачет». Ведомство также предоставило рекомендации по объему слов - не менее 350-ти слов (примерно 2-2,5 листа А4). При этом учитываются все слова, в том числе и служебные. В случае если сочинение будет содержать менее 250-ти слов, оно не будет засчитываться и выпускник получит за него 0 баллов.
Для получения «зачета» необходимо получить положительную оценку по критериям 1 и 2, то есть работа должна опираться на какое-то литературное произведение, соответствовать теме и быть аргументированной. Кроме того, школьнику нужно получить «зачет» еще по хотя бы одному из оставшихся трех критериев. На написание сочинения в общем выделяется 3 часа 55 минут.
Пресс-служба Рособрнадзора также сообщила, что предложенные критерии прошли тестологическую и содержательную экспертизы, а также были апробированы в субъектах Российской Федерации. В ведомстве подчеркнули, что все критерии были согласованы с советом по вопросам проведения итогового сочинения.
Относительно критериев оценивания, которые будут применять вузы, то они носят рекомендательный характер, заявили в ведомстве. По той шкале, что предложена Рособрнадзором, основная роль отводится тем же критериям 1 и 2, за которые выпускники могут получить до 4 баллов. В случае получения оценки 0 по этим параметрам, эксперты ФИПИ рекомендуют вообще не засчитывать это сочинение. В то же время, в Рособрнадзоре подчеркнули, что все критерии могут быть использованы как в чистом виде, так и доработаны каждым вузом в отдельности.