Михаил Абызов: первичная статистическая информация в сфере образования должна публиковаться открыто
Опубликовано 25 июля 2016Михаил Абызов принял участие в заседании Совета по открытым данным Правительственной комиссии, занимающейся координацией деятельности Открытого правительства. В рамах своего выступления на встрече министр по вопросам Открытого правительства заявил, что будет добиваться снижения бюрократической нагрузки на школы путем публикации первичной статистической информации в сфере образования в открытой форме.
По словам Абызова, идеальным вариантом станет заполнение формы один раз внутри образовательного учреждения. В дальнейшем информация размещается на официальном сайте учебного заведения, а также на федеральном портале.
Основными ведомствами, которые формируют и агрегируют информацию, пользующуюся востребованностью в информационном сообществе и у простых пользователей, являются Минобрнауки и Рособрнадзор, отметил министр. Он подчеркнул, что необходимо далее продвигать систему предоставления такой информации в форме открытых сведений. При этом данная задача имеет два важных аспекта. Первый учитывает то, какие данные предоставляются вовне, а также каким образом обеспечивается их качество и актуальность. Второй же аспект состоит в том, как оптимизируется работа с информацией во всем образовательном сегменте в целом.
На заседании Совета участники обсудили ведомственные планы Рособрнадзора и Минобрнауки. Так, к концу года на портале открытых данных должно появиться более 100 актуальных набора данных Министерства образования. На данный момент их число на сайте превышает 60. В этом году, согласно планам, ведомство должно раскрыть 29 социально значимых набора сведений.
Вместе с тем, эксперты из ВШЭ отмечают, что план публикации Минобрнауки включает не все наборы данных, на которые есть общественный запрос. Поэтому они выступили с предложением раскрывать первичную отчетность, предоставляемую образовательными заведениями Министерству и учредителю. Несмотря на поставленную президентом задачу по сокращению отчетности и повышению открытости информации о работе школ, на данный момент отчетность все еще является избыточной и пересекается с отчетностью профильных ведомств, отметила старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева.
Абызов, в свою очередь, напомнил, что вопрос чрезмерной бюрократической нагрузки на школы обсуждался еще в 2012 году на заседании Общественного совета при Минобрнауки. На встрече тогда было принято решение об оптимизации отчетности, проверок и других бюрократических действий в образовательной сфере. Однако за четыре года особого прогресса не видно заявил министр. Он призвал привести отчетность для учителей в порядок и размещать статистическую информацию непосредственно на сайтах школ, откуда их смогут самостоятельно брать ведомства.
Вместе с тем, данная задача сопряжена с определенными сложностями. По словам замглавы Росстата Георгия Оксенойта, для ее реализации потребуется перевести первичные статистические сведения в разряд ведомственных. В этом случае субъектом федерального статистического наблюдения станет Министерство образования. Министр по вопросам Открытого правительства поручил данный вопрос проработать в рамках отдельного заседания Совета.