Студенты-технари смогут выбирать между академическим и прикладным бакалавриатом
Опубликовано 30 марта 2014В системе высшего профессионального образованиях в вузах с технической направленностью обучение претерпевает сильные изменения. По замыслу Министерства образования и науки РФ, студентам больше времени следует посвящать практике. Однако, от академической части целиком все же отказываться не собираются. Таким образом, бакалавриат, по словам директора департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства Александра Соболева, будет разделен на 2 части: академическая и прикладная. В первом случае, обучение идет по настоящей схеме, согласно действующей программе обучения. Второй вариант предполагает получение всех производственных навыков студентом в течение всего срока обучения, в результате чего, он по окончании вуза сразу начнет работать на предприятии без дополнительных стажировок. Как рассчитывает Минобрнауки, в таком студенте производства будут намного больше заинтересованы, да и для учащегося это гораздо больший стимул к обучению.
В прошлом году министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что введение так называемого прикладного бакалавриата «позволит обеспечить потребности рынка в квалифицированных исполнителях», в т.ч. способных работать на высокотехнологичном оборудовании. На том же заседании Ливанов рассказал о проходящем эксперименте в 2013/2014 учебном году. Для этой цели министерство выделило более 3,5 тысяч бюджетных мест для 44 вузов, которые пожелали готовить специалистов по новой схеме. Как заявил Соболев, уже спустя год стало ясно, что эксперимент удался.
Пока, как сообщает глава приемной комиссии МГСУ Александр Медведев, не существует официальных стандартов для прикладного бакалавриата. Однако, студенты, выбравшие такой план обучения, больше времени посвящают практике.
Первые 2-3 семестра, – рассказывает руководитель рабочей группы «Развитие образования» Минобрнауки Олег Ребрин, – оба направления (академическое и прикладное) обучаются по стандартной программе. За это время студент определяет, что ему ближе. Прикладные студенты тут же вовлекаются в производственный процесс, и уже к моменту получения диплома становятся полноценными специалистами с наработанным стажем.
К 2020 году доля прикладных студентов в технических вузах страны должна достичь 30% от общего потока. Для популяризации прикладного бакалавриата Министерство облегчит поступление в вуз, отменив порог поступления по этой программе. А вот для академического бакалавриата порог поступления в вуз будет повышен. Вузы будут самостоятельно устанавливать проходные баллы ЕГЭ для студентов, избравших прикладной план обучения. В таком случае эти баллы будут ниже, чем для студентов, желающих обучаться на отделении академического бакалавриата. То есть, чтобы стать управленцем, необходимо показать себя гораздо лучше.