Традиционные лекции малоэффективны – доказано учеными
Опубликовано 15 мая 2014Американские ученые провели свои исследования в области образования. На основе полученных данных они сделали вывод, что лекции, которые в каждом ВУЗе являются обязательной формой преподавания, оказывается не дают должного эффекта. Информация практически не усваивается студентом, все услышанное тут же забывается. А ведь именно на лекции тратится большая часть часов.
В результате исследований также удалось установить, что студенты, которые предпочли обучение с помощью стимулирующих методов, имеют более высокий уровень знаний и реже проваливают экзамены. Исходя из этого, многие высказались за то, что пора отходить от традиционных методов преподавания и внедрять в обучение новые методики, которые позволят донести до студента максимум полезной информации таким образом, чтобы она надолго осталась в его памяти. Благодаря результатам исследований у новых методов образования появилось больше сторонников.
Напомним, что в Западной Европе лекции в преподавании материала используются с XI века и причисляются к наиболее значимым формам обучения. Однако по последним данным американских ученых, университеты Европы могут в корне изменить всю систему образования. По крайней мере, многие, ознакомившись более подробно с результатами, поддерживают такую концепцию.
Но есть много сторонников и привычных лекций. Среди них в основном преподаватели точных наук. Однако группа Фримана решила доказать, что и в этой сфере нужно активно задействовать студентов в работе, а не давать им становится пассивными слушателями. Был проведен анализ 225 курсов, лучшие результаты аттестации показали те, что отказались от традиционных лекций. Это лишний раз доказывает, что не важна наука, главное заинтересовать студента, сделать его активным участником учебного процесса.
В тоже время ученые не призывают вовсе отказаться от лекций. По их мнению, этот метод обучения необходимо преобразовать на современный лад. Например, оборудовав залы подручными пультами, студенты смогут активно участвовать в дискуссии, отвечать на вопросы преподавателя, вносить свои предложения, вести диалог и т.д. это откроет большие возможности перед учащимися. Также эффективность лекции будет более очевидной, если преподать ее в виде презентации. Даже большие аудитории хорошо воспринимают информацию в такой форме подачи.
Лекции еще возможно долго будут использоваться в обучении, но уже сейчас преподаватели должны задуматься, как сделать их более информативными и результативными.