В Минобрнауки планируют детализировать требования к освоению школьных предметов
Опубликовано 10 января 2018На официальном сайте госзакупок появился документ о новом тендере Министерства образования РФ. Ведомство намерено детализировать требования к освоению школьных дисциплин. При этом в материалах закупки отмечается, что основным направлением работы победителя станет подготовка комплексных проектных документов по данной теме. Общая стоимость госзакупки, размещенной министерством, составляет около 14 млн. рублей.
На данный момент действующие ФГОСы носят рамочный характер, отмечается в заказе на разработку документов. Стандарты регламентируют только некоторые количественные показатели образовательной программы. А вот требования к качеству освоения знаний не детализированы, по мнению Минобрнауки. В разных школах предметное содержание образования может трактоваться по-разному. В итоге, отсутствуют равные условия и равный доступ к качественному образованию. Также нарушается единство образовательного пространства.
В планах ведомства, с учетом этих факторов, также разработка базового содержания образования по каждой школьной дисциплине. Документ, представленный на портале госзакупок, указывает на то, что в педагогическом сообществе все чаще говорят о детализации или полной замене действующих стандартов образования. Эксперты требуют наполнения стандартов предметным содержанием. По их мнению, эта необходимость обусловлена тем, что существуют определенные требования к предметным результатам обучения по окончанию общего образования.
В Министерстве образования отмечают, что отсутствие детальных требований к результатам обучения во ФГОСах приводит к тому, что педагоги в своей деятельности ориентируются чаще всего на КИМ, а не на нормативные документы и методические материалы.
О том, что реализация планов Минобрнауки может потребовать до 3-х лет, заявила Ирина Абанкина, глава Института развития образования ВШЭ. По ее словам, наполнение содержанием стандартов является очень кропотливой и большой работой. Нужно не только внести изменения в документы, но и подготовить учебники соответствующего содержания. Абанкина также обратила внимание на то, что сегодня стандарты действительно дают много свободы школам, ограниваясь только рамочными требованиями. В последние годы образовательное ведомство предоставило школам и педагогам самостоятельность в наполнении учебного процесса. Однако решение о детализации требований говорит о том, что этот подход оказался неэффективным. И речь идет, прежде всего, о сельских и малокомплектных школах, считает эксперт.
Ирина Абанкина добавила, что после детализации стандартов важно сохранить их вариативность, чтобы обеспечить доступность качественного образования каждому. Кроме того, необходимо, чтобы можно было выбрать учебник с учетом контингента обучающихся, отметила она.