Учебу и работу совмещает более 50% студентов России
Опубликовано 29 октября 2017НИУ ВШЭ обнародовало аналитический доклад о российской молодежи. В документе исследователи отмечают, что более 50% студентов в России совмещают учебу и работу. При этом большинство трудоустраивается не по специальности и работает, прежде всего, ради средств к существованию.
Эксперты, между тем, считают, что работа не по специальности отвлекает студента от учебы и негативно сказывается на качестве образования. Одни предлагают решить данную проблему путем повышения стипендий, другие - с помощью расширения взаимодействия между работодателями и вузами.
Исследование, итоги которого приводят «Известия», свидетельствует о том, что работе студенты уделяют около 27 часов в неделю, то есть, почти 70% стандартной рабочей недели. Основная их часть работает ради денег - 54% работающих студентов. Для получения опыта трудоустраивается только 28% студентов. При этом по специальности работает только 40% трудоустроенных студентов.
Кроме того, исследование показало, что опыт работы для работодателя играет большую роль, чем диплом. Немного меньше профильного опыта работодатели ценят также любой диплом о высшем образовании и любой профессиональный опыт. А таким критериям, как диплом с отличием и диплом престижного вуза, работодатели уделяют существенно меньше внимания.
Для исследования использовались данные общероссийского опроса, рассказал Николай Шугаль, замглавы Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. В опросе приняло участие около 1 тыс. работодателей и 3,3 тыс. студентов. Эксперт подчеркнул, что важно развивать формы кооперации между вузами и работодателями. Это поможет в ранней адаптации студентов к требованиям компаний. Механизмы такой кооперации важно хорошо проработать, считает он. Шугаль также обратил внимание на необходимость обновления формата производственных практик с ориентацией на результат.
Основной причиной совмещения студентами работы и учебы Наталья Бондаренко, завотделом мониторинга экономики образования ВШЭ, называет поддержание своего уровня жизни. При этом работодатели не всегда оформляют молодых людей в штат, опасаясь отсутствия у них необходимого профессионального опыта. Также Бондаренко отметила, что студенты в большинстве своем уверены, что работа не влияет на их успеваемость. Однако судить об этом объективно могут только преподаватели, считает она.
В бакалавриате лучше все свои силы и время посвятить учебе, считает Игорь Реморенко, ректор МГПУ. А вот в магистратуре работа по специальности уже нужна для получения профессионального опыта, и только приветствуется, заметил он.
В свою очередь, Алексей Казак, председатель российского профсоюза студентов, уверен в том, что подрабатывать учащиеся вынуждены из-за низких стипендий. По его мнению, нужно увеличить размер стипендиального обеспечения до уровня прожиточного минимума.