Большинство учителей не считают себя ответственными за воспитание детей
Опубликовано 17 июня 2018Эксперты НИУ ВШЭ и МГПУ провели опрос около 4,5 тыс. учителей из 85 регионов страны на тему обучения и воспитания школьников. По его итогам оказалось, что своей главной задачей педагоги видят только передачу знаний, а не развитие у детей интереса к обучению. О том, что школа должна научить детей уважительно относиться к другим, заявило 2,9% опрошенных, а свою ответственность за гражданское воспитание подрастающего поколения видят только 15% учителей. Эксперты отметили, что это приводит к тому, что сегодня дети не получают тех навыков, которые помогли бы им стать успешными в современном мире.
Исследование также показало, что почти 25% педагогов не уверено в том, что можно развить критическое мышление у ребенка. Сугубо врожденным качеством креативность считает 37% учителей. Около 80% респондентов заявило, что их главная задача - это дать детям знания. Считают необходимым заинтересовать ребенка в предмете только 53% педагогов.
По словам Марии Добряковой, главного эксперта Института образования НИУ ВШЭ, мотивирование ребенка к обучению и пробуждение интереса к учебе - это функция школы. Очень часто родители не интересуются делами своих детей, отметила она, а ребенку самостоятельно справиться с мотивацией к учебе очень сложно. Добрякова добавила, что способность критически мыслить, коммуникативные навыки, креативность мышления - это необходимые навыки для успешного человека. Помочь развить эти качества может школа, считает она, при этом нельзя, чтобы воспитание было назидательным. Эксперт подчеркнула, что именно правильная среда формирует хорошее отношение к людям у ребенка.
Российская школа нуждается в трансформации, которая поможет изменить ситуацию, отметила она. В частности, нужны программы повышения квалификации педагогов, а также уточнение образовательных программ.
Ожидаемыми результаты опроса назвала Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета. По ее словам, сегодня учитель является исполнителем образовательных услуг. При этом его воспитательные функции ни в каких регламентах не прописаны. Она добавила, что даже талантливые учителя не стремятся проявлять инициативу, так как этого никто не требует, а родители и вовсе могут воспринять ее негативно.
Волынец отметила, что в сознании современных родителей учитель стал персоналом, к которому можно предъявлять претензии в любой момент. А школьные администрации стремятся избавляться от учителей, которые вызывают недовольство. Выходом из ситуации она видит повышение престижа работы педагога, в том числе, в массовом сознании.