Эксперты: учителя не готовы брать на себя дополнительную нагрузку без доплаты
Опубликовано 30 ноября 2016Идея о внедрении в школах бесплатных кружков может остаться на бумаге, уверены опрошенные ТАСС эксперты, если не будет увеличена зарплата учителей. Напомним, ранее с этой инициативой на съезде Российского движения школьников выступила министр образования РФ Ольга Васильева. По мнению специалистов, в регионах учителя за зарплату в 15 тыс. рублей не готовы к дополнительной нагрузке. К тому же, в ряде субъектов Федерации ставки допобразования сокращены.
Так, Светлана Минюрова, проректор по учебной работе УрГПУ, считает, что школьные кружки будут востребованы. При этом она отметила необходимость соответствующего финансирования и материально-технической базы. Если этого не обеспечить, то школьные секции не смогут конкурировать с платными центрами, популярными в регионах.
Согласились с этим мнением и на Северном Кавказе. В частности, Валентина Почуева, директор одной из школ Пятигорска, заявила о существовании в регионе проблемы с сокращением ставок допобразования. Она отметила, что ранее в школах бесплатными для школьников были как минимум пять направлений. На сегодняшний день в школе стараются соответствовать этой норме, однако в последние годы это сложно из-за сокращения ставок педагогов допобразования с 11,5 до 4,5.
Серьезной проблемой остаются завышенные требования к работникам допобразования, отмечают эксперты. Так, согласно вступающим в силу стандартам, с 2017 года педагогам допобразования необходимо будет высшее педагогическое образование. В Минобрнауки Дагестана отметили, что планируют решать эту проблему путем переподготовки и повышения квалификации педагогов. Для этого создана специальная кафедра на базе Дагестанского института развития образования. На сегодня в республике свыше 3 тыс. педагогов из 6,8 тыс. не имеют высшего образования. Такую же работу намерены проводить и в Институте культуры и молодежной политики НГПУ.
В Карелии при организации кружков в школах сделали упор на предпочтениях родителей и учеников. С учетом их интересов в разных школах региона развиваются несколько направлений допобразования. Такой же подход используют и в Воронежской области, проводя анкетирование с вопросом, какой кружок открыть для детей.
В Иркутской области развивают кружки и в сельских регионах, сообщает ТАСС. Дети постигают основы работы с сельхозтехникой, учатся азам агробизнеса. Свыше 150 учреждений допобразования действует в Татарстане, при этом педагоги работают на штатной основе, рассказала журналистам замминистра образования республики. Около 50% детей охвачены дополнительным образованием в Чечне, здесь функционирует 165 учреждений допобразования.
В Карачаево-Черкесии упор сделан на творческие кружки. Развивается это направление и в Ярославской области, где практически в 50% школ есть театральные студии и кружки. Востребованы также спортивные секции и кружки по шахматам. В Тамбовской области популярностью пользуются также спортивные секции и музыкальные кружки. Решить проблему с нехваткой медиков с помощью школьных кружков пробуют в Адыгее. В средних общеобразовательных школах создаются специальные медицинские классы, чтобы подготовить детей к поступлению в медвузы.
Представитель УрГПУ Светлана Минюрова уверена, что кружки нужны школам и инициатива министра образования вполне реализуема. Вместе с тем, она считает, что их необходимо делать факультативными и встраивать, таким образом, в учебный план.