Учителя и преподаватели раскритиковали проект новых ФГОС
Опубликовано 21 марта 2018Учителя литературы, вузовские преподаватели и методисты выступили против проекта новых ФГОС. Соответствующее открытое письмо опубликовала Гильдия словесников. Авторы документа отмечают, что проект ФГОС перечеркивает логику развития системы школьного образования. По их мнению, стандарт лишает школу вариативности программ и противоречит основам закона об образовании.
На данный момент письмо уже подписало около 300 человек. Авторы открытого письма отмечают, что программа нового стандарта слишком перегружена объемными произведениями, которые имеют сложную художественную структуру. Кроме того, педагоги заявили, что ФГОС нарушает права детей, которые уже проучились до 6 класса по нынешнему стандарту.
В тексте письма говорится, что произведения жестко прикреплены к определенным классам. Вместе с тем, дети и классы бывают разными, далеко не всегда номер класса и внутренний возраст ребенка совпадают. Учитель должен получить возможность менять порядок изучения произведений, уверены педагоги. На данный момент в стране существует несколько линеек учебников по литературе. В них одни и те же произведения могут изучаться в разных классах. Однако новый проект ФГОС такую возможность забирает, нынешние линейки учебников аннулируются. Таким образом, в рамках нового стандарта невозможно учесть психоэмоциональные и возрастные особенности школьников.
В проекте новой программы также нет литературы, которая пользуется популярностью среди детей. Речь идет, в частности, о подростковой литературе. Кроме того, педагоги указывают на непродуманность предложенной в стандарте системы навыков. По мнению учителей, она не способствует формированию творческого и проектного мышления, читательских компетенций.
Проект нового стандарта педагоги также назвали юридически несообразным. В открытом письме учителя призывают власти обратить внимание на ситуацию с проектом новых ФГОС. Они предлагают отказаться от невариативного списка литературы, а также от жесткого распределения изучения произведений по годам обучения. По мнению авторов открытого письма, необходимо продолжить развитие литературного образования в рамках Примерной основной образовательной программы. Этот документ, отмечают педагоги, прошел серьезное общественное обсуждение и утвержден юридически. Кроме того, для проведения дальнейших реформ учителя предлагают провести масштабные исследования, а также открытые публичные общественные консультации.