Эксперты оценили удовлетворенность педагогов дошкольного образования своей работой
Опубликовано 19 января 2018Институт образования НИУ ВШЭ оценил удовлетворенность педагогов дошкольного образования своей работой. Опрос проведен в рамках мониторинга экономики образования в прошлом году.
Как отметили эксперты, в сравнении с результатами 2012 педагоги демонстрируют большую удовлетворенность работой. С нынешним местом работы перспективы и ожидания ранее связывало 60% респондентов, тогда как последний мониторинг продемонстрировал рост этого показателя до 76,2%. О том, что хотело бы сменить место работы, рассказало около 16% педагогов. При этом нашло или реально ищет другую работу только немногим более 1% опрошенных.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, считает, что позитивно на мнениях педагогов сказались изменения, начавшиеся с 2013 года. За этот период дошкольная подготовка была признана уровнем образования. Кроме того, были разработаны и введены соответствующие ФГОСы. Повышение заработной платы воспитателей - еще один положительный фактор. Сегодня зарплата воспитателя составляет 75-80% от заработной платы школьных учителей.
Доходы воспитателей муниципальных детсадов в прошлом году увеличились на 9%, а в частном секторе еще выше - на 15%. Таким образом, зарплаты воспитателей в государственных детсадах достигли 19842 рублей, в негосударственных - 21 026 рублей.
Вместе с тем, практически нигде не подняли зарплату медперсоналу, логопедам, помощникам воспитателя и другим сотрудникам, которые играют большую роль в обеспечении дошкольного образования, отметила Ирина Абанкина, профессор Института образования НИУ ВШЭ. Результатом этого может стать напряжение в коллективе. Поэтому сегодня идет подготовка обоснования для повышения зарплат и вспомогательному персоналу детсадов, рассказала Абанкина.
Кроме того, эксперт заметила, то рост зарплат имеет и негативную сторону. В частности, около 51% воспитателей государственных детсадов заявляют о росте нагрузки. Число их коллег в частном секторе, сообщивших об этом же, составило 26%. Абанкина добавила, что после исключения из СанПиНов параметра наполняемости групп число воспитанников в одной группе может достигать 25-26 человек, а иногда и 40. Ранее для младших групп максимальная наполняемость составляла 15 человек, для старших - 20 человек. Постепенно снижается среднее время, которое педагог использует для занятий с детьми, отметили авторы мониторинга. И такая ситуация фиксируется как в государственных, так и в частных детсадах. Данный факт вызывает тревогу у экспертов.
Мониторинг также показал, что постепенно растет доля воспитателей с высшим образованием - 48% до 55% в 2017 году. Высшее образование в частных детсадах имеет 72% воспитателей. Среднее профессиональное образования имеет 40% воспитателей государственных детсадов и 22% воспитателей частных учреждений. Эксперты также отметили сокращение специалистов в муниципальных детсадах. Речь идет о логопедах, музыкальных руководителях и др.
Фрумин назвал такую экономию на вспомогательных специалистах несравнимой с дополнительными ресурсами, которые сектор дошкольного образования получает от государства в последние годы. По его словам, учреждение получат финансовую выгоду всего лишь в 5%, при этом такая экономия существенно снижает общий эффект государственных инвестиций в дошкольное образование.