Общественная палата предложила усовершенствовать механизм экспертизы учебников
Опубликовано 23 января 2016С предложением усовершенствовать механизм экспертизы школьных учебников в Минобрнауки обратилась Комиссия ОП по развитию науки и образования. По словам Романа Дощинского, члена комиссии ОП, общественники получили множество жалоб от внимательных родителей относительно фактических ошибок в учебниках, что и говорить о содержательных. В связи с этим ОП предлагает возродить советские методы апробации учебных изданий.
Отметим, что проект «Народная экспертиза учебников» запущен в сентябре 2015 года на площадке Комиссии ОП по науке и образованию. Минобрнауки с свое стороны поддержало проект. На несоответствующее содержание учебников могли жаловаться школьники, их родители и учителя. Факт необходимо было подкрепить фотографией страниц с ошибками.
Жалобы, в частности, поступили на одно из заданий по «Литературному чтению» для учеников вторых классов. Неприятие родителей вызвал рассказ, предложенный в учебнике. Мама ребенка назвала его «детским триллером». Также ошибки были обнаружены в учебном издании по русскому языку для 4 классов, в учебнике математики для 3 классов, в учебных изданиях по биологии и т.д. Преподавателей возмутил подбор поэтических текстов для «Литературного чтения», а также предложенные для рассмотрения младших школьников картины импрессионистов и экспрессионистов.
Настоящий скандал связан и с учебником по обществознанию для 8 классов, выпущенным издательством «Дрофа». Авторы учебника объясняли детям, что люди с тяжелыми психическими заболеваниями не могут являться личностями. В Минобрнауки со своей стороны пообещали разобраться с данным вопросом.
По словам Романа Дощинского, эксперты ОП намерены в скором времени классифицировать поступившие от граждан обращения, а также направить для рассмотрения в Министерство образования рекомендации по усовершенствованию учебников. Он также рассказал, что Общественная палата договорилась с Научно-методическим советом по учебникам при Минобрнауки о рассмотрении обращений. Дощинский считает, что ведомству необходимо разработать еще один механизм проверки учебников по аналогии с «Народной экспертизой». По его словам, наличие ошибок свидетельствует о том, что действующий механизм имеет пробелы.
Также представитель ОП считает нужным возродить советскую систему апробации учебников, когда авторские коллективы ездили по всей стране, исправляя ошибки, иногда годами. Кроме того, эксперты ОП обратили внимание Минобрнауки на профессиональный уровень составителей учебников. по их мнению, он вызывает серьезные сомнения.