В ближайшие годы российские вузы ждет реорганизация и укрупнение
Опубликовано 12 января 2015Глава Правительства РФ недавно утвердил новую концепцию программы развития образования на 2016-2020 годы. Она предполагает изменение подхода к решению проблем, с которыми столкнулось российское образование. В частности, вместо программно-целевого предусматривается проектно-целевой подход, то есть в ближайшие годы российское образование будет работать над решением нескольких больших задач, которые выделены в концепции. Главными задачами новой концепции станет развитие социальной инфраструктуры для сферы образования, подготовка квалифицированных педагогических кадров и поддержка государственно-честного партнерства.
При выполнении положений принятой программы многие отечественные вузы может ожидать укрупнение или реорганизация. Причиной этого станет также демографическая ситуация в РФ и новые требования экономики. Так, Минэкономразвития, основываясь на объективных данных и положениях концепции, прогнозирует уменьшение количества вузов на 40%, а сеть их филиалов будет сокращена на 80%. При этом обязательным условием является увеличение количества учащихся, которые получают качественное высшее образование.
Кроме того, концепция предусматривает 100%-ый переход всех вузов на Туринский и Болонский процессы. Предполагается, что студенты отечественных университетов будут учиться по программам, в которых непосредственное участие принимают сами работодатели, организуя стажировки, прохождение практики и т.д. Что касается завершения текущих строительных работ или строительства новых вузов, то приоритет будет отдаваться научно-исследовательским, федеральным и ведущим вузам страны, а также тем, которые имеют поручение Правительства или президента РФ.
Студенты с ограниченными возможностями смогут получить доступ не менее чем к 50% направлений подготовки. Также в российских общежитиях создадут 23 тыс. дополнительных мест, которые будут рассчитываться из расчета 20 кв. м. на 1 человека. Для педагогов предусматриваются программы освоения методик межпредметных технологий. Ими должно овладеть не менее 43% учителей. Эти методики предполагают преподавание дисциплин в связи с другими предметами школьной программы.
Положения новой концепции также предусматривают составление списка 200 лучших российских школ, которые используют передовые методики преподавания. Для распространения современного, инновационного педагогического опыта будет создано 30 национальных методических сетей.
В сфере дошкольного образования основой решения образовательных задач должно стать государственно-честное партнерство. Государство же возьмет на себя обязанность обучить новым методикам преподавания 95% работников детсадов.