В кабмине обсудили программу мегагрантов
Опубликовано 21 октября 2016Меры привлечения ведущих ученых в российские научные и образовательные организации на днях обсудили в Правительстве РФ. В ходе заседания, в частности, большое внимание уделили программе мегагрантов. Напомним, в рамках данного проекта созданы научные лаборатории, объединяющие как молодых ученых, так и специалистов мирового уровня.
О том, что старт программе мегагрантов был дан в 2010 году, в ходе вступительной речи сообщил глава кабмина Дмитрий Медведев. Основной целью проекта является стремление сделать отечественные вузы и научные центры местом притяжения лучших мировых исследователей. До 2020 года на реализацию данной программы планируется выделить 28 млрд. рублей, рассказал премьер-министр.
По словам главы кабмина, гранты рассчитаны на тех, кто готов вместе с командой российских специалистов воплощать свои идеи в России. Речь идет как о ведущих зарубежных ученых, так и о российских специалистах, в свое время уехавших для работы за границу. В течение прошедших шести лет было организовано пять конкурсных отборов по программе мегагрантов. Свои заявки на участие в проекте за данный период подало около 3 тыс. ученых, представляющих 45 стран мира. При этом победителями отбора стали, в том числе, обладатели Нобелевской премии, а также других престижных наград.
Премьер рассказал, что 160 лабораторий было создано уже по итогам первых четырех конкурсов. Эти научные центры работают в направлении создания новых технологий, исследования космоса, разработки лекарственных препаратов, машиностроения и т.д. При этом глава Правительства особо отметил тот факт, что участие в исследованиях принимали не только ведущие, но и молодые ученые.
Также в рамках заседания выступила и министр образования и науки Ольга Васильева. Она отметила, что научные лаборатории по программе мегагрантов созданы в 33 субъектах Федерации. Больше всего таких структур работает при вузах - около 60% от общего количества. Также значительная их часть (16 лабораторий) создана при организациях ФАНО.
Руководитель образовательного ведомства подчеркнула весомую роль, которую сыграли такие лаборатории в институциональном развитии организации работы учебных заведений и научных лабораторий. Она указала, что 13 лабораторий стали основной для создания межвузовских исследовательских центров, новых научно-исследовательских институтов и международных исследовательских центров. Ярким примером она назвала, в частности, Тольяттинский государственный университет.