В разработке системы оценки обучения могут принять участие ректоры вузов
Опубликовано 04 ноября 2014В рамках состоявшего на прошлой неделе X съезда Российского союза ректоров прошло выступление президента Российской Федерации Владимира Путина. Он предложил ректорам отечественных вузов принять участие в разработке объективных систем оценки качества обучения, целью которых является повышение качества высшего образования.
Президент РФ отметил, что пока еще к качеству высшего образования в России и содержанию образовательных программ существует много претензий. По словам Путина, в стране, к сожалению, все еще мало университетов, которые способны давать действительно прочные и нужные знания, которые пригодятся выпускникам в профессиональной деятельности, а не просто диплом об окончании вуза.
Владимир Путин убежден, что системе высшего образования России нужна большая открытость и механизмы, стимулирующие перемены. В этом огромную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения. Это могут быть как ведомственные механизмы, так и независимые, подчеркнул президент. Он напомнил также, что в мае было сформировано ряд поручений Правительству РФ и Министерству образования и науки РФ. Минобрнауки было поручено разработать и предложить на рассмотрение вариант внедрения независимой оценки знаний студентов и способы внутренней оценки работы преподавателей вузов. Сегодня предложена модель, которая предусматривает самостоятельную оценку студентами условий и результатов обучения. Этот показатель планируют включить в критерии оценки эффективности деятельности университетов.
Обратившись к руководителям российских вузов, президент отметил, что они могут принять активное участие в разработке критериев оценки качества образования. По мнению Путина, ректоры лучше всех осведомлены, как лучше организовать эту работу и сделать готовую систему оценок неформальной, непредвзятой и полезной, ведь к их мнению прислушиваются как на региональном, так и на федеральном уровнях. Также президент считает, что результаты оценки качества обучения нужно учитывать при выдаче госаккредитации вузам.
В свою очередь, Минобрнауки заявило, что готово передать мониторинг эффективности высших учебных заведений Российскому союзу ректоров. Об этом стало известно из слов главы Министерства образования Дмитрия Ливанова. Он отметил, что передача этих полномочий вполне может быть рассмотрена, ведь главной целью Минобрнауки является только формирование измеримых, объективных и справедливых показателей.
Межведомственная комиссия, которая выступает под эгидой Минобрнауки, проводит мониторинг эффективности вузов с 2012 года. При этом учитываются такие показатели, как объем средств, получаемых вузом от собственных конструкторских и научных работ, средний балл за ЕГЭ поступивших студентов-очников, средний уровень оплаты труда преподавательского состава, доля иностранных студентов, проходящих обучение, уровень трудоустроенных выпускников, обеспеченность университета площадями. Вузы, которые показали плохие результаты по результатам мониторинга, включаются в план проверок Рособрнадзора.