В девяти регионах страны законодательно не закреплены гарантии обучения на русском языке
Опубликовано 21 февраля 2016Школьников девяти регионов Российской Федерации формально могут лишить возможности получать образование на русском языке. Об этом по итогам проверки ситуации с преподаванием русского языка сообщили эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности». Причиной этой ситуации является отсутствие на местах законодательно закрепленного права обучения на государственном языке.
В ОНФ пояснили, что действующий ФЗ «Об образовании» закрепляет право детей на получение образования на государственном языке. Вместе с тем, согласно законодательству, региональные власти обладают прерогативой в выборе языка обучения. Кроме того, на местном уровне принимается и большая часть решений, которые связаны с развитием образования. Таким образом, местные чиновники имеют право определять язык преподавания для каждого учебного заведения.
В ходе проведения экспертизы, представители рабочей группы ОНФ выяснили, что в ряде областей законодательство позволяет лишить школьников права обучения на русском языке. В частности, это относится к таким регионам, как Республика Коми, Кабардино-Балкария, Татарстан, Ингушетия, Северная Осетия и др.
В пресс-службе ОНФ поясняют, что обычной для регионов является практика обучения на местном языке, когда русский язык является одним из изучаемых предметов. В итоге получается, что сохраняется лишь формальное соблюдение законодательства, гарантирующего каждому ребенку возможность получать образование на русском языке. Выпускники таких школ, в которых нет русской языковой среды, не получают качественных знаний государственного языка. Русские же дети, которые проходят обучение в школах национальных меньшинств, имеют в дальнейшем низкий лексический запас русского языка и серьезные речевые проблемы, считают эксперты.
Также во многих субъектах Федерации законодательство или содержит ссылки к законодательству России, или вовсе не регулирует этот вопрос.
Глава рабочей группы Любовь Духанина указала, что в число главнейших задач российского образования является удержание его на достойном международном уровне. Поэтому очень важно, чтобы выпускники, которые выходят из стен российских учебных заведений, были всесторонне подготовленными и обладали соответствующим опытом и знаниями. Она указала, что эксперты ОНФ по итогам проверки рекомендуют регионам внести изменения в статьи законодательства, которые посвящены языку обучения. Также потребуется внести соответствующие поправки и в действующий закон «Об образовании», уверены представители рабочей группы.