Поволжский Образовательный Портал

Валерий Фальков о новой модели высшего образования

Опубликовано 11 февраля 2025

Начать общественное обсуждение проекта изменений в Закон об образовании, касающихся новой модели высшего образования, планируется уже в этом месяце. Об этом на «правительственном» часе в Госдуме сообщил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Министр обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы высшего образования:

  • Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, который понимают и признают работодатели. В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию, что требует массового «доучивания» в магистратуре.
  • Вводим новый единый уровень – высшее образование. Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт. Например, это будет квалифицированный «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог» и так далее. Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста, с какой квалификацией подготовил вуз.
  • Сроки образования. Срок должен быть достаточным для завершенной подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например, в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения.
  • Магистратура становится уровнем получения специализированных углубленных знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соотвествующие кадры и учебно-материальная база.
  • Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.

«Никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии. Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта», - заключил Валерий Фальков.

Важнейший приоритет Стратегии развития образования – преподаватели вузов:

«Во главу угла в Стратегии поставим преподавателей вузов. Сосредоточим внимание на мерах социальной поддержки, системе материальных стимулов, повышении квалификации и, конечно, снижении разного рода нагрузки», – сказал Министр.

С введением новой модели высшего образования вовлеченность работодателей будет увеличена, уточнил министр. На недавнем Совете по науке и образованию при Президенте РФ Общероссийский народный фронт привел данные опроса, согласно которому лишь 15% работодателей подтверждают свое участие в совершенствовании программ инженерного образования.

«Наш ответ уже находится здесь, в Государственной Думе. Это законопроект об учебно-методических объединениях в сфере образования. Мы поддерживаем предложение принципиально перезапустить участие в деятельности такого рода объединений за счет представительства в них работодателей», - отметил Министр.

По словам главы Минобрнауки, в составе ФУМО должно быть не менее половины работодателей. Тогда они будут действенно транслировать свои ожидания к системе высшего образования.

Завершая выступление на «правчасе», Валерий Фальков поблагодарил депутатов и Председателя Госдумы за совместную плодотворную работу по формированию системы высшего образования.

«Предстоит еще большая работа, чтобы все новые подходы получили отражение в Стратегии развития образования. Как сказал Вячеслав Викторович, сегодня у нас старт, Стратегия начинает разрабатываться, и мы начинаем проработку с уже достаточно понятным образом результата», – сказал глава Минобрнауки.

27 июня 2022 года в Госдуме было положено начало масштабной работе по стратегическому изменению системы высшего образования Российской Федерации. Тогда, на парламентских слушаниях, которые прошли по инициативе и под руководством председателя Госдумы Вячеслава Володина, были сделаны принципиальные выводы о необходимости строить «национально ориентированную систему высшего образования, основанную на безусловном приоритете интересов и потребностей российского общества и государства». Президентом России Владимиром Путиным эта задача была поставлена в ряд высших государственных приоритетов. Он обозначил принципы данной работы – необходимость «синтеза всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» и необходимость «все продумать, проработать до мелочей», чтобы переход на новую систему был плавным и создавал больше возможностей для студентов.

Фальков

Другие матералы рубрики: