Вениамин Каганов: переход к инклюзивной практике невозможен без преодоления ментальных барьеров
Опубликовано 24 ноября 2014На этой неделе в Совете Федерации в рамках специально организованного круглого стола обсудили проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования в России.
На открытии мероприятия выступила зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. В своей речи она отметила, что правовую основу инклюзивного образования составляют Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и ФЗ «Об образовании в РФ». По мнению сенатора, дружественное и толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья является залогом их успешного обучения с другими школьниками. Поэтому важной задачей является формирование такого отношения со стороны детей. Как пример Гумерова назвала акцию «Ломая барьеры», организованную в Башкортостане. Она подчеркнула, что ломать барьеры нужно, прежде всего, в своем сознании, меняя отношение к таким детям.
Галина Николаева, член комитета СФ по науке, образованию и культуре, отметила актуальность обеспечения равных прав на качественное образование для всех детей. Также она указала, что считает важным раннюю коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями. Николаева, кроме того, поддержала предложение приравнять уход за ребенком-инвалидом к трудовому стажу одного из родителей. Также она отметила особую роль СМИ в формировании доброжелательности в отношении людей с ограниченными возможностями. В частности, хорошим примером такой работы, по мнению Николаевой, является освещение хода Паралимпийских игр в Сочи в этом году. Она указывает, что показателем нравственного развития общества в большой мере является состояние и развитие инклюзивного образования.
В свою очередь, замминистра образования Вениамин Каганов, выступая на встрече, отметил, что развитие инклюзивного образования невозможно без определенных духовно-нравственных и организационно-экономических условий. По его мнению, важным является преодоление ментальных барьеров. Также Каганов указал, что развитие образования формирует предпосылки и для изменений в других сферах деятельности в вопросах обеспечения необходимой инфраструктурой лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Замминистра образования считает, что важную роль в получении качественного образования и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья играют программы дистанционного образования. По его мнению, таким образом общество может получить талантливого человека.
Необходимость формирования дружеского отношения к инвалидам отметила и Диана Гурцкая, член ОП РФ. Гурцкая пригласила участников встречи способствовать формированию безбарьерной среды в обществе и для этого в частности, посетить «Уроки доброты», которые пройдут в школах в Международный день инвалидов - 3 декабря.