Весной в России проведут исследование граждановедческого образования
Опубликовано 05 февраля 2015На прошлой неделе в Липецке прошел Всероссийский семинар-совещание по оценке качества образования. В рамках этого мероприятия с докладом выступил и Андрей Иоффе, глава Центра общего образования Московского института развития образования. Он, в частности, рассказал присутствующим о такой проблематике, как исследование качества образования в сфере граждановедения.
Как комплексного предмета граждановедения в российских школах не существует, однако он объединяет те знания, которые школьник получает на уроках истории, права, обществознания, а также в некоторой степени математики, экологии, географии, сообщает «УГ». Эта научная область является достаточно трудной для исследования, в силу своего междисциплинарного характера. Поэтому качество знаний в этой сфере очень часто не удается оценить на основе формализованных текстов.
Андрей Иоффе рассказал, что опыт участия российских школьников в международных проектах в этой области изучался в течение длительного времени, поэтому на национальном уровне к этой дисциплине подступались долго. По результатам этих исследований оказалось, что российские школьники чаще других оказываются вне контекста проблематики и пропускают открытые вопросы.
Для определения уровня и качества гражданведческого образования в России уже весной этого года пройдет национальное исследование. Планируется, что оно охватит около 5 тыс. школьников из 35 регионов страны. Координировать работу и организовать исследование будет «Учительская газета». Исследование будет проходить в форме когнитивного теста, который будет предложен учащимся. Также дополнительная информация будет собрана с помощью анкет для учащихся и педагогов.
По словам Андрея Иоффе, который является экспертом проекта исследования граждановедческого образования, целью этого исследования должно стать определение дальнейшего развития этой научной сферы. При этом нельзя, чтобы этот проект послужил рейтингованию школьников, отмечает он. В рамках проекта планируется изучить знания по таким основным направлениям, как толерантность, открытость, многообразие, правовые нормы, готовность к изменениям и др. - всего 9 направлений. Исследователи попытаются понять, с какими представлениями об окружающем мире живут дети.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что данный проект должен принести осязаемые результаты. По его словам, он позволит выявить пробелы в знаниях по тем предметам, которые составляют граждановедческий комплекс. Результаты исследования могут послужить основой для определения мер совершенствования преподавания данных предметов.