Эксперты заявили о низкой вовлеченности родителей в школьную жизнь детей
Опубликовано 03 февраля 2018В развитии школы не готово участвовать большинство родителей школьников. Об этом по итогам проведенного мониторинга экономики образования сообщили эксперты НИУ ВШЭ. Число активных родителей постепенно растет, однако пока еще пассивных значительно больше, отметили специалисты.
Как показали результаты опроса, за событиями в классе следит три четверти родителей, около двух третьих опрошенных интересуются школьными новостями. В родительском комитете участвует каждый четвертый, а каждый третий принимает участие в организации классных и внеклассных мероприятий. Вместе с тем, только один из восемнадцати вносит инициативы о развитии школы, один из четырнадцати предлагает новшества в организации учебного процесса и внеурочной деятельности.
По словам одного из авторов исследования Татьяны Мерцаловой, такая низкая инициативность родителей может быть связана с сомнением в своей компетентности. Родители не хотят вмешиваться со своим непрофессиональным суждением в чужую работу. Еще одной причиной может быть гражданская пассивность. При этом Мерцалова подчеркнула, что родительская активность может способствовать решению тех вопросов, до которых не доходят руки у администрации школы.
Мониторинг ВШЭ показал, что ежедневно или несколько раз в неделю электронный дневник просматривает три четверти респондентов. Важными источниками информации родители также считают общение с классным руководителем и родителями других учащихся. Реже за информацией родители обращаются к администрации школы и учителям-предметникам. В основном взаимодействуют родители со школой с помощью родительских собраний - об этом заявило 95% опрошенных. По телефону общаются с учителями и администрацией почти 58% родителей, а лично встречается 56% опрошенных. При этом менее 10% респондентов используют для этих целей форумы, соцсети и другие интерактивные сервисы.
Более активно себя проявляют родители в частных школах. Количества предложений по организации учебного процесса и развитию школы здесь в 1,5-2 раза больше. При этом родители в частных школах реже просматривают электронные дневники, но чаще пользуются для контактов с администрацией и учителями СМС, мессенджерами и соцсетями.
Татьяна Мерцалова отметила, что это объясняется тем, что в частных школах родители воспринимают образование как услугу. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, родители больше следят за качеством образования. Однако нередко они начинают диктовать условия, что становится причиной напряженности в отношениях с учителями. Эксперт подчеркнула, что максимально эффективная работа возможна только при равноценном сотрудничестве.
Исследователи также обратили внимание на то, что участие родителей в учебном процессе положительно сказывается на успеваемости детей. Активность же родителей зависит от поддержки со стороны школы. Однако сегодня работа с родителями практически не ценится школьной администрацией и занимает у педагогов минимум времени.