Вузы выступили за ликвидацию заочного обучения
Опубликовано 11 апреля 2018Заочное обучение является неэффективным, ведь не предусматривает контакта учащегося с педагогом и образовательной средой, считают представители российских вузов. Как отмечает издание ТАСС, ранее с предложением о ликвидации такой формы обучения выступила министр образования РФ Ольга Васильева. В качестве альтернативы заочному обучению опрошенные ТАСС эксперты назвали онлайн-курсы.
Заочное обучение для юридических и экономических специальностей отменили еще в 2016 году. При этом ряд вузов перестали использовать эту форму обучения еще ранее. На смену ей в Поволжье и на Кавказе широко используют онлайн-курсы. Все еще продолжается поиск альтернативы заочному обучению в вузах Дальнего Востока, где есть сложности с приездом студентов из удаленных районов в крупные города.
Значительная часть экспертов, опрошенных ТАСС, призывают к отмене заочного обучения. По ряду направлений подготовки такая форма обучения не дает возможности полноценно подготовить специалиста, считает Бесарион Месхи, ректор Донского государственного технического университета. Он выступил за сокращение перечня направлений подготовки, по которым возможно заочное обучение. С таким предложением выступили в Министерстве образования.
Снижают качество заочного обучение не только методики подготовки, но и отсутствие особой образовательной среды, уверен Эдуард Галажинский, ректор Томского госуниверситета. По его словам, такая среда формирует сознание специалиста.
О потенциальных трудностях, связанных с отменой заочного обучения, рассказали представители вузов Дальнего Востока. Так, Владимир Игнатьев, замглавы департамента по обеспечению качества образования СВФУ, отмечает, что нельзя отменить такой формат обучения для всех специальностей, ведь это существенно снизит возможности для получения образования для жителей отдаленных районов. К тому же, заочное обучение выгодно для работающих граждан и заменить его вечерним не получится, ведь студенты, проживающие далеко от места нахождения вуза, не смогут посещать занятия каждый день.
В масштабах страны заочное обучение очень востребовано, о чем свидетельствует и статистика. В частности, в учебных заведениях среднего звена учится около 385 тыс. студентов-заочников, а в вузах еще больше - 2,2 млн. человек. Вечернее же обучение менее популярно - 48,6 тыс. учащихся в ссузах и 149 тыс. - в вузах.
Однако заочное обучение имеет множество недостатков. Одним из основных является качество знаний. Так как здесь практически отсутствуют контактные формы обучения, то ответственность ложится на самого учащегося. Поэтому конечный уровень квалификации зависит от желания студента учиться. Кроме того, в этой среде высокая коррупционная составляющая, отметил Александр Кечемайкин, ответственный секретарь приемной комиссии ДГТУ.