Выступление Дмитрия Ливанова на заседании Правительства РФ обобщило цели и способы модернизации вузов
Опубликовано 24 августа 2013В последнее время вопрос о модернизации вузов и их более тесным сотрудничеством с предприятиями активно обсуждался не только в руководстве Минобрнауки, конкретные предложения прозвучали от Президента и премьер-министра страны. Владимир Путин сделал акцент на обязательную целевую подготовку с заключением контракта между работодателями и студентами медвузов. Дмитрий Медведев пошёл дальше и заявил, что эффективность вуза определится теперь еще одним весомым показателем— тесным сотрудничеством с предприятиями своей направленности, а также отметил, что вузы, выпускающие студентов, которые не могут найти работу по специальности, следует закрыть. Возможно, прозвучало довольно жестко, и закрывать вузы никто не собирается; во всяком случае, высшим учебным заведениям имеют возможность и время реорганизовать свою работу, сделав ее более эффективной в этом направлении.
И вот 21 августа 2013 года на заседании Правительства России Дмитрий Викторович Ливанов огласил конкретные меры по изменениям в поддержке государством вузов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии регионов.
На первом месте среди условий модернизации, отметил министр образования, является профессиональное кадровое обеспечение. Все предприятия страны нуждаются в специалистах, имеющих не только знания в отрасли, но и навыки применения их на практике. На рынке труда наблюдается сильная разбалансировка между предложениями вузов специалистов и требованиями предприятий. В результате, там, где развивается машиностроение, металлообработка, на рынке труда превалируют юристы и экономисты, которые просто в этом регионе не нужны со своей специальностью и без опыта. Поэтому, с целью устранить дисбаланс спроса и предложения, Дмитрий Ливанов предлагает следующие меры:
- Ввести эффективные меры взаимодействия вузов и предприятий;
- Перераспределить так называемый коэффициент целевого приема (КЦП) на бюджетные места в пользу предприятий отраслей региона и требований рынка труда;
- Создать базовые кафедры целевой подготовки студентов на базе конкретных предприятий. Здесь студенты будут осваивать конкретные технологии;
- Обязать студента-целевика при поступлении в вуз на бюджетное отделение заключить с предприятием (будущим работодателем) договор, связывающий обязательствами студента, предприятие и вуз. Студент, по окончании учебы не желающий соблюдать условия договора, обязан будет компенсировать все средства, затраченные на его подготовку в вузе;
- Внедрить практико-ориентированные программы высшего образования— прикладного бакалавриата. С 2013—2014 года Минобрнауки определен перечень направлений подготовки, куда входят академические и прикладные квалификации. Таким образом, будут обеспечиваться потребности рынка в квалифицированных исполнителях, в т.ч. способных работать с высокотехнологичным оборудованием.
Реализации этих целей служит также объявленный конкурс «Кадры для региона», в результате которого государство поддержит вузы, разрабатывающие с предприятиями региона программы целевого обучения, востребованные рынком.
Во второй части своего послания Дмитрий Ливанов затронул немаловажную цель— добиться вхождения не менее, чем 5 вузов страны в первую сотню мировых ведущих учебных заведений. Эта программа была названа «5/100». В результате ее реализации вузы смогут привлекать лучших студентов и преподавателей из-за рубежа, что поможет не только увеличить прием на платные отделения, но и качество подготовки специалистов мирового уровня. К тому же, успехи от реализации этой программы можно будет тиражировать на всю страну.
Полный список тезисов министра образования и науки РФ Дмитрия Викторовича Ливанова доступен на сайте Минобрнауки:
Автор: © Aleksej Kuntsevich