Завершилось расширенное заседание Совета Российского Союза ректоров
Опубликовано 02 июня 2022По результатам завершения расширенного заседания Совета Российского Союза ректоров можно выделить наиболее яркие цитаты участников о будущем системы высшего образования в России.
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:
- Будущее российского образования должно опираться на сопряжение лучших традиций отечественного образования и того позитивного опыта, который мы наработали за 20 лет. И прежде всего опираться на мощные научные образовательные школы, которые возглавляют крупные ученые.
- Надо расширить практику обучения по программам специалитета для имеющих общественное государственное значение отраслей экономики. Нужно обсудить вопрос о сохранении двухуровневой системы образования для отдельных областей образования. Главное, чтобы наша система образования отвечала современным требованиям развития науки и технологий, могла реагировать на новые вызовы.
- Наша система образования должна быть основана на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, возможности получения дополнительных квалификаций и баланса фундаментальности и прикладного результата.
Петр Глыбочко, ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова:
- Медицинские вузы смогли сохранить систему специалитета, и это было правильное решение. Например, перед нами стояла задача подготовить программы слияния лечебного факультета с педиатрическим, как это происходит во всех европейских странах. Тогда, в 2003 году, мы смогли сохранить научные школы по педиатрии. Мы брали плюсы из советской системы медицинского образования и из Болонской системы. Сегодня в медвузах всего одно направление бакалавриата — это высшее сестринское дело.
- Мне бы хотелось отметить, что равновесного участия наших вузов в едином образовательном пространстве Европейского Союза не произошло. Кроме этого, мне кажется, выход России из Болонской системы должен сопровождаться определенной реформой. И это не может произойти одномоментно.
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:
- Надо поумерить горячность, которую мы проявляем вокруг Болонской системы. Прежде всего, это не система, а декларация, документ необязательный. И речь не идет о восстановлении национальной системы, она никогда не разрушалась.
- Наше законодательство и раньше позволяло университетам придерживаться модели специалитета, что многие и делали. Мы и дальше будем следовать путем развития национальной школы высшего образования.
Александр Сергеев, президент РАН, академик РАН:
- Я призываю к тому, чтобы мы сейчас не качнулись в другую сторону, а спокойно вошли в текущую ситуацию. Ведь, заметьте, в других странах ведут себя очень аккуратно: они лучшее кладут в копилочку и не выбрасывают на свалку истории.
- Конечно, мы говорим сегодня о российской системе образования, которая в свое время была лучшей в мире. Нам, глядя сейчас на то, что нужно сделать, надо иметь в виду: мы продукты великолепной системы образования. Но сейчас мы развиваем рыночную экономику. Это значит, что драйверы, которые ведут нас в наше технологическое будущее, — это реальный сектор экономики, наши компании.
Никита Анисимов, ректор ВШЭ:
- Что же такое «Болонская система»? На самом деле это жаргонизм, а термин официально звучит как «Зона общеевропейского высшего образования». И мы сейчас в этой зоне, таком «образовательном Евровидении». Хотим ли мы участвовать сейчас в этом?
- Мы должны выстраивать законодательство таким образом, чтобы позиционировать свою самостоятельную образовательную систему, а не как часть какой-то другой. Мы заявляем себя как единая российская образовательная система. При этом нужно учитывать и опыт советской образовательной системы, и опыт общеевропейской системы, которая была в последние годы, имела свои плюсы и минусы.
- Наша образовательная система должна быть понятна иностранным талантам. Мы должны быть включены в глобальную систему знаний, потому что выпадать из нее совершенно недопустимо.
Николай Кропачев, ректор СПбГУ:
- Идея осмысления национальной системы высшего образования должна быть продиктована не только международной обстановкой, но в первую очередь особенностями и внутренними потребностями страны.
- Мы должны постоянно заниматься совершенствованием системы образования, и выстраивать ее эффективно, в том числе с новыми участниками, включая студентов.
Сергей Кабышев, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию:
- Мы не должны забывать о педагоге. Меняются специальности, направления, форматы, но педагог — один из главных в вузе. Мы должны работать над системным повышением его престижа и статуса, материальными гарантиями, социальными гарантиями. Только тогда мы сможем говорить о качестве образования. Какие бы мы ни написали программы, со студентом работает педагог, и если у него не будут гореть глаза, ничего не будет работать.
Борис Чернышов, зампредседателя Госдумы РФ:
- Председатель Госдумы – Вячеслав Викторович Володин – сказал, что сегодня заявление (прим. о болонской системе) пользуется консенсусом у всех политических сил, у пяти парламентских партий, которые сегодня представлены в Государственной Думе. Это очень важный консенсус, который мы потерять не можем, потому что вопросы образования сегодня действительно ключевые.
- Ключевая задача, которая стоит сегодня перед ректорами, перед министерством, и, самое главное, перед нами, депутатами Государственной Думы, — это вести новую коммуникацию, рассказывать, что теперь будет в системе российского образования, разъяснять, к чему мы идем, потому что у каждого своя модель, и каждый определяет ее по-своему. И самое важное, что в этом процессе есть консенсус.