Министерство образования и науки настаивает на включении России в международное образовательное сообщество
Опубликовано 09 февраля 2005Министерство образования и науки настаивает на включении России в международное образовательное сообщество. Глава этого ведомства Андрей Фурсенко провел вчера пресс-конференцию, посвященную участию нашей страны в так называемом Болонском процессе. "Это необходимо, поскольку речь идет прежде всего о повышении качества образования российских специалистов и повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости", - сообщил министр.
Россия подписала Болонское соглашение осенью 2002 года. Оно предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Для этого нам необходимо повсеместно перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.
Шаги навстречу Западу, однако, получили противоречивые оценки у "зубров" отечественного образования, особенно в Союзе ректоров. На недавней международной конференции по случаю 250-летия МГУ прозвучали предложения отказаться от присоединения к Болонскому процессу и унификации российской образовательной системы с международной. Выступавший там президент Международной ассоциации академий наук Борис Патон, например, мотивировал свою позицию тем, что в России и так лучшее образование в мире.
Сомнения в правильности выбора Минобразования есть и у российских парламентариев. Зампред комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова сказала "Времени новостей", что разделение на магистратуру и бакалавриат следует ввести только для гуманитарных специальностей. А старую добрую традицию подготовки физиков, химиков, математиков и инженеров следует оставить в прежнем виде.
Между тем Андрей Фурсенко намерен продолжать тесную работу с зарубежными коллегами. Например, вчера он провел переговоры с министром образования и научных исследований ФРГ Эдельгардом Бульманом о взаимодействии в рамках Болонского процесса. Руководители министерств договорились разработать единую систему аккредитации инженерных учебных программ и реализовать в этой области ряд проектов с присуждением совместных дипломов. "Мы последовательно движемся к пониманию и вхождению в Болонский процесс", - заявил министр журналистам. И пояснил, что введение в России единого госэкзамена, а также двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) являются первыми, но очень важными шагами в этом направлении.
По материаллам сайта Время новостей.