"Московские новости": в Думе начинают обсуждение реформы вузов, НИИ и Академии наук
Опубликовано 14 февраля 2005Очередная реформа подкралась незаметно. В ноябре 2004 года началась подготовка к продвижению пакета законопроектов, призванных потрясти основы системы образования и фундаментальной науки. При генсовете партии "Единая Россия", как и в случае с предыдущими реформами - жилищной и льготной, была создана особая комиссия для обсуждения и доработки законопроектов, порожденных в правительственных кабинетах.
На следующей неделе (предположительно 17 февраля) эта комиссия по проблемам образования и науки, возглавляемая вице-спикером Госдумы и зампредом фракции "Единой России" Олегом Морозовым, должна дать предварительную оценку первой порции идей, пришедших из ведомства Андрея Фурсенко. Вот общий перечень вопросов, с которых решило начать свою реформу Министерство образования и науки:
- государственная поддержка контрактников, решивших по окончании трехлетней службы получить высшее образование;
- переход на двухуровневую систему высшего образования;
- регламентация дополнительного профессионального образования;
- предоставление представителям объединений работодателей права участия в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда;
- обеспечение интеграции науки и образования;
- изменение статуса Российской академии наук.
Для широкой общественности содержание министерских текстов пока остается тайной. Поэтому их общий смысл можно понять только из кратких неофициальных пояснений и отдельных высказываний избранных светил науки. Тем не менее можно уверенно говорить о том, что к собственно "модернизации" образования имеет отношение только многоуровневая система высшего образования.
Курсом на Болонью
Переход на двухуровневую систему высшего образования подразумевает разделение обучения на две части: бакалавриат и магистратуру. Есть вариант и с тремя частями. В любом случае дипломированным специалистом в прежнем понимании человек становится только на самой последней стадии. Бакалавр - это человек, фактически получающий свидетельство о том, что у него просто есть высшее образование без четко определенной специальности. Формально введение этой схемы обусловлено требованиями Болонской конвенции о взаимном признании дипломов, подписанной Россией. Согласно конвенции, отечественный диплом должен будет без особых оговорок приниматься европейскими работодателями. Но если оставить в стороне международные договоры, то, по существу, мы имеем первый шаг к воплощению главной реформаторской идеи, высказанной министром Фурсенко: "От термина "бесплатное образование" надо уходить, так как его не бывает. За образование платит либо государство, либо бизнес, либо сам обучающийся". За обучение на высших уровнях государство будет платить, только если оно само заказало вузу специалиста, с тем чтобы заставить его отработать все деньги, на него потраченные. Все остальные студенты, похоже, будут обучаться за собственные деньги, на средства будущих работодателей или на специальные кредиты в банках.
Работодатели, в свою очередь, должны будут не просто отслеживать конъюнктуру на рынке труда, но и давать советы органам исполнительной власти и государственным вузам сколько и каких учебных мест следует создать, а какие вполне можно сократить. Переизбыток дипломированных специалистов, на который жаловался президент, скоро должен быть ликвидирован. Этот проект вызывает в комиссии наименьшие сомнения. Гораздо больше их по другим пунктам.
Смерть НИИ!
Интеграция науки и образования, в представлении министра-реформатора, судя по высказываниям некоторых членов думского комитета, состоит в упразднении исследовательских институтов. Точнее, они должны будут слиться с вузами, где и происходят научные изыскания. Тем не менее текст, присланный из Минобразования, говорит только о возможности НИИ использовать свое оборудование в учебных целях. Минфину этот проект категорически не нравится. Зато он полностью согласуется с другим начинанием, также поступившим из Минобразования: статус учебного учреждения предлагается упразднить, позволив заниматься обучением любым организациям, получившим на то лицензию. Это не что иное, как развитие более общей идеи Андрея Фурсенко: надо развивать сеть негосударственных учебных заведений, а государственные превратить в Автономные некоммерческие общества (АНО). Которые, став автономными от государственной финансовой поддержки, будут легко банкротиться. В свою очередь, Академию наук предполагается как раз лишить имеющихся у РАН прав автономии. Устав РАН, по идее чиновников, должно утверждать правительство, а ее президента будет назначать глава государства. При этом число государственных НИИ, оставшихся после слияния с вузами, должно существенно сократиться. Все вместе, как предполагают реформаторы из Минобразования, даст большую экономию государственных средств. С непонятными, правда, последствиями для фундаментальной науки.
Пока решений нет
Неизвестно, все ли министерские идеи согласится в конце концов поддержать голосованием думская фракция "Единой России". Руководитель партийной комиссии Олег Морозов в комментарии для "МН" подчеркнул: - Сейчас говорить о каких-то даже первых этапах работы абсолютно преждевременно. Пока ни у правительства, ни у министерства, ни у Думы нет подготовленных решений. В ближайшее время комиссия сформулирует свое отношение к концепции, рабочие группы по каждому из направлений обозначат разногласия, которые есть или могут быть между нами и правительством, а также внутри рабочих групп. Может выразить свои принципиальные возражения и научная общественность. Только после этого мы передадим обобщенные пожелания в правительство, которое должно будет предоставить нам свой вариант законопроектов. По каждому из пунктов можно приводить сегодня массу различных позиций, каждая из которых будет пока еще суждением отдельного человека - Морозова, Иванова, Фурсенко, - но никак не согласованной точкой зрения.
Не учи контрактника
О том, насколько существенными могут быть возражения членов комиссии "Единой России" насчет принципиально одобренных партией идей, можно судить хотя бы по проекту о контрактниках. По словам Олега Морозова, споры возникли даже по поводу предмета законопроекта. Право на получение бесплатного образования для этой категории россиян уже законом закреплено: отслуживший по контракту сможет без экзаменов идти практически в любой вуз и бесплатно обучаться там, получая при этом стипендию в 3000 рублей. Размер стипендии уже вызывает сомнения у Минфина - там, понятно, хотят ее уменьшить. Но есть резонные возражения и у Минобороны: дескать, у человека через три года контрактной службы появляется стимул - причем подкрепленный финансово - не остаться в армии, а покинуть службу. Нет пока единого мнения и по поводу идеи разделения высшего образования именно на два уровня. Впрочем, на содержании и судьбе многих из предлагаемых Минобразования идей могут сказаться соображения и другого рода.
- У нас на повестке дня реформы политической и социальной систем плюс реформы образования, здравоохранения и ЖКХ, - говорит вице-спикер Морозов. - Когда это концентрируется в малом промежутке времени, цена ошибки неимоверно возрастает: 122-й, "монетизационный" закон нам это показал. Нужно будет учесть все ошибки и не вносить законопроекты, которые могут обоснованно вызвать негативное отношение со стороны общества. Единственное, что в отличие от законопроектов, предложенных министром Фурсенко, не сможет изменить парламентское большинство, - это общий график проведения реформ. Первый пакет нововведений, касающихся науки и образования, будет принят в течение нынешней весенней сессии. А второй может появиться уже осенью и потрясти, как ожидается, систему среднего образования.
Об этом сообщает сайт mn.ru