14 февраля прошла итоговая коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, на которой были обобщены результаты деятельности Министерства и подведомственных ему структур в 2004 году и рассмотрены планы работы на 2005 год
Опубликовано 17 февраля 2005Как сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ, основной доклад сделал заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Владимир Фридлянов, содокладчиками выступили руководители Роснауки - Сергей Мазуренко, Роспатента - Борис Симонов, Рособразования - Григорий Балыхин и Рособрнадзора - Виктор Болотов.
В.Фридлянов напомнил, что поставленные перед Министерством задачи отвечают национальным стратегическим целям и обеспечены индикаторами эффективности. Министерство вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в образовании, научно-технической и инновационной деятельности, развитии федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, в вопросах интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Важнейшим направлением работы стала законотворческая деятельность. В сфере интеллектуальной собственности подготовлены предложения к проектам нормативных документов об авторском праве и смежных правах, коммерческой тайне, государственной аккредитации научных организаций. В сфере образования законодательные предложения затрагивали вопросы установления двух уровней высшего образования, его доступности для военнослужащих-контрактников, участия объединений работодателей в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, разработке государственных образовательных стандартов и контроле качества профессионального образования, регламентации дополнительного профессионального образования.
Проведена работа по передаче учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение регионов, утвержден перечень из 1264 учреждений профобразования, которые должны остаться на федеральном уровне. Для контроля за реализацией Федерального закона 122-ФЗ создана рабочая группа. Эксперимент по введению единого государственного экзамена продолжался – в нем приняли участие 65 субъектов РФ, причем число участников и количество предметов, выбранных для прохождения экзаменов в форме ЕГЭ, возросло. В декабре завершился 1 этап эксперимента по введению профильного обучения, на котором опробованы модели предпрофильной подготовки. С 73 субъектами РФ заключены соглашения о проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
В.Фридлянов остановился также на вопросах международного сотрудничества, в частности – на планах формирования единого образовательного пространства со странами СНГ и Евросоюза. С момента образования Минобрнауки России /9 марта 2004 года/ было подготовлено и проведено девять коллегий, в Правительство подано 496 документов, в органы федеральной исполнительной власти внесено 3646 предложений, рассмотрены 1902 обращения граждан к Президенту Российской Федерации и 12594 обращения граждан в Министерство и подведомственные структуры. Руководители Министерства посетили все федеральные округа и приняли у себя всех глав региональных органов управления образованием.
Руководители подведомственных структур осветили работу служб и агентств, о масштабах которой можно судить по ряду приведенных показателей. Так, Роснаука вела 9 важнейших инновационных проектов государственного значения, финансировала НИОКР по 2700 проектам и соглашениям, курировала выполнение 134 проектов в кооперации с учеными 25 ведущих стран мира - среди них работы в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне и международный проект по созданию крупнейшего ускорителя, сооружаемого в ЦЕРНе /Женева/. В РНЦ «Курчатовский институт» создан институт «Нанотехнологии и СИ», который по своим возможностям не уступает зарубежным аналогам. По проекту «Разработка и освоение приборов и оборудования для нанотехнологий» реализованы 73 прибора, причем контракты в Великобритании, Швеции и Израиле были выиграны в жесткой конкурентной борьбе на открытых тендерах.
Роспатент принял 30192 заявки на изобретения и выдал 23191 патент Российской Федерации, рассмотрел 2050 спорных дел. План по рассмотрению заявок превышен на 6 тысяч единиц, а количество дел, прошедших через службу, втрое превзошло показатели 2003 года. Таким образом, заложены условия для формирования и функционирования рынка интеллектуальной собственности в России. Тем не менее, в докладе Б.Симонова отмечалось, что активность по подаче заявок на изобретения оказалась ниже, чем год назад, а объекты интеллектуальной собственности используют только 3 проц промышленных предприятий.
Рособрнадзор провел 32 комплексных, тематических и оперативных инспекционных проверки органов управления образованием субъектов РФ. Лицензионную проверку прошли 1512 образовательных учреждений. В Самарской области и Ставропольском крае проведены внеплановые проверки качества образования, причем значительные нарушения выявлены в 50 проц вузов и филиалов. Эта цифра существенно выше, чем в ходе плановых проверок. Ряд вузов закрывал свои филиалы в ходе проверок, отдавая себе отчет в неудовлетворительном качестве образовательных услуг. 946 вузов и филиалов принимали абитуриентов по результатам ЕГЭ. Это приводит к росту числа выпускников школ, поступающих в вузы за пределами своего региона. Тем самым эксперимент с введением ЕГЭ повышает доступность вузов для граждан страны.
По данным Рособразования, прием студентов в вузы на места, финансируемые из федерального бюджета, не сократился, а несколько возрос, составив 55,7 проц от общего приема. Востребовано среднее профессиональное образование: усредненный конкурс составил 167 человек на 100 мест. Интерес к получению начального профессионального образования стимулируется показателями трудоустройства выпускников: только 6,7 проц из них не трудоустроились из-за отсутствия рабочих мест. Меняется структура финансирования образования – так, в 2004 году доля программно-целевого финансирования составила 10 проц, но в ближайшие годы ее планируется довести до 18-20 проц. Одним из главных направлений вложений станет строительство студенческих общежитий, так как возрастание доли иногородних студентов среди учащихся создает дефицит, оцениваемых в 100 тыс. кв. м.
С оценками работы Министерства в 2004 году и с предложениями на 2005 год выступили заместитель премьер-министра Татарстана Зиля Валеева, главный ученый секретарь РАН Валерий Костюк, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель профсоюза работников народного образования России Галина Меркулова, директор института кристаллографии им.Шубникова РАН Михаил Ковальчук, директор Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Хомич, зампред Комитета Государственной Думы по образованию и науке Валентина Иванова. Выступавшие отмечали открытость Министерства общественным организациям, научно-образовательному сообществу, объединениям предпринимателей, его усилия по разъяснению характера и конечных целей предпринятых шагов.
Подводя итог коллегии, А.Фурсенко изложил принципы, которыми определяется деятельность Министерства. Оно будет по-прежнему содействовать приближению науки и образования к потребителю – экономике, обществу, каждому гражданину. Для ученых, педагогов, учащихся создаются дополнительные возможности, а вместе с тем формируются условия для эффективного использования открывшихся возможностей, в том числе финансовых. Важнейшим аспектом всех действий Министерства А.Фурсенко назвал постоянный контакт с регионами. Министр выразил уверенность в том, что итоговая коллегия по результатам 2005 года продемонстрирует существенное продвижение по каждой из поставленных задач.
Об этом сообщает сайт newseducation.ru