Без современной системы образования невозможно развитие экономики
Опубликовано 01 марта 2005На вопросы «Учительской газеты» отвечает заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко
- Андрей Геннадьевич, если коротко охарактеризовать экономику России ближайшего десятилетия, то какой она будет, на ваш взгляд? — Сегодня целью экономической политики является построение экономики, основанной на знаниях. Это означает, что благополучие граждан, общества, страны в целом будет связано прежде всего с развитием знаний и компетенций людей, то есть с развитием человеческого капитала. Инвестиции в его развитие станут наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Именно поэтому важнейшим экономическим приоритетом становятся поддержка развития образования и научных исследований, повышение их качества и эффективности. Иными словами, кадровый ресурс экономики — важнейшее условие обеспечения конкурентоспособности страны.
- Реально ли сегодня спрогнозировать потребности экономики в кадрах? — Реалистичность прогнозов зависит от достаточно большого количества факторов: структуры и динамики экономики, набора специальностей, демографии, множества других качественных параметров. Особенно важно, чтобы в разработке таких прогнозов активную роль играли работодатели.
— А каким образом должна строиться система прогнозирования? — Она должна основываться на реальных перспективных потребностях базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах, а также учитывать потребности самих граждан в профессиональном образовании на период в 5-10 лет. Примерно столько времени уходит на смену технологий в экономике.
Но надо учитывать и то, что востребованность профессий также постоянно меняется. Граждане вынуждены не только учиться, но и переучиваться. Поэтому непрерывное профессиональное образование, обучение в течение всей жизни — безусловный приоритет.
Качественный прогноз возможен, если опираться на мнения потребителей образовательных услуг, работодателей. Зная их потребности, можно более точно определять государственное задание на подготовку необходимых специалистов. Пока действует задание (контрольные цифры приема) до 2006 года. Сейчас предстоит ввести современные методики прогнозирования, максимально учитывающие мнение работодателей, перспективы территориального развития. Такой опыт уже имеется в ряде регионов.
Поэтому при организации работ по прогнозированию в них кроме работодателей должны участвовать органы исполнительной власти всех уровней и, конечно, образовательное сообщество.
— Как отразится введение двухуровневой системы высшего профессионального образования на рынке труда? — Развитие двухуровневой подготовки в высшем профессиональном образовании позволит создать основу для формирования адекватной потребностям экономики структуры квалификаций и образовательных программ.
Сегодня выпуск бакалавров составляет около 60 тысяч в год, а магистров — около 5 тысяч по разным направлениям подготовки, и все они успешно находят работу.
Выпускник бакалавриата должен эффективно работать там, куда сейчас идут многие выпускники вузов — дипломированные специалисты: линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и другие.
Выпускник магистратуры должен быть готов к решению наиболее сложных задач и организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России.
Следует также отметить, что, учитывая традиции отечественной экономики и образования, по ряду направлений подготовки целесообразно сохранить непрерывную подготовку специалистов.
Потребности современного рынка труда к уровням образования уже невозможно описать в категориях типа «рабочий», «механик», «инженер», эти потребности гораздо более разнообразны, и именно развитие многоуровневой системы высшего образования помогает их обеспечить.
— Вступление России в Болонский процесс решит проблему конвертируемости дипломов. Не приведет ли это к оттоку квалифицированных специалистов с высшим образованием в Европу и к их дефициту в нашей стране? — Присоединение России к Болонской декларации не одномоментное явление, а длительный процесс, рассчитанный до 2010 года. На первом этапе он открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами других стран. Мы с европейскими коллегами должны научиться создавать взаимно признаваемые образовательные программы высшего образования. Опасения «утечки мозгов» не должны препятствовать развитию международного взаимодействия и конкурентоспособности образовательной системы. Проблема оттока квалифицированных специалистов — не вопрос конвертируемости дипломов, это вопрос условий работы и качества жизни российских граждан. Без современной системы образования невозможно развитие экономики, а значит, и улучшение этих условий.
— Возможно, что в Москву и в регионы, привлекательные для иностранных инвестиций, после реализации условий Болонской конвенции приедут работать специалисты из Европы. Планируется ли учитывать и этот момент в прогнозировании кадровой политики? — Безусловно, мы планируем отслеживать ход Болонского процесса в России, корректировать происходящее. Подписание Болонской декларации — это расширение и возможностей России в мировом образовательном пространстве, и возможностей для западных специалистов в России. Создание общих образовательных программ будет полезным для вузов с точки зрения мобильности студентов и преподавателей. Сейчас к нам едут студенты и аспиранты из беднейших стран Африки, Юго-Восточной Азии и почти никогда из Европы. И в том числе потому, что наша слишком детализированная система подготовки специалистов (около 650 специальностей) непонятна в других странах.
Постепенно, по мере вхождения России в Болонский процесс, обмен специалистами будет возрастать. А повышение инвестиционной привлекательности нашей страны увеличит и приток иностранных специалистов. Бесспорно, в условиях постепенной реализации Болонской декларации будут активно развиваться различные модели партнерства российских и западных университетов. Анализ ситуации позволит определять значимость этих явлений и степень влияния на кадровую политику.
— Как вы считаете, каким образом можно привлечь работодателей к подготовке необходимых государству специалистов? — Законом РФ «Об образовании» провозглашен государственно-общественный характер управления образованием. Однако механизмы партнерства образования и общества не отработаны. Я думаю, есть несколько направлений привлечения работодателей к образовательной деятельности. Во-первых, это прогнозирование потребностей в специалистах и мониторинг рынка труда. Во-вторых, это разработка стандартов на профессии и впоследствии образовательного стандарта, разработка классификатора специальностей. В-третьих, работодатели могут участвовать в процедурах оценки образовательных программ и качества образования в целом. Ну и, наконец, попечительские и наблюдательные советы — без работодателей их деятельность вряд ли можно назвать эффективной. Уже сегодня значимый интерес к этим вопросам проявляют объединения работодателей «Деловая Россия», «Опора России» и другие организации.
— Нужно ли вернуть обязательное распределение для выпускников вузов? — Этот механизм действовал в условиях плановой экономики и вряд ли будет эффективен в условиях рынка. Вместе с тем механизм государственных возвратных субсидий на подготовку специалистов для государственных нужд будет способствовать работе выпускников по специальности. Если выпускник, получивший образование по системе возвратных субсидий, не идет работать по специальности, ему придется вернуть затраченные на его обучение деньги.
— Какими качествами должен обладать современный специалист и что предпочтительнее — узкая или широкая специализация? — Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать.
Современное представление о фундаментальности образования заключается в способности специалиста решать сложные профессиональные задачи, уметь работать в команде, обладать проектным мышлением и аналитическими способностями, коммуникативными компетенциями, толерантностью и способностью к самообучению. Именно эти качества обеспечат успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
Предпочтение в специализации зависит от рынка труда. Потребность в специалистах широкого профиля будет постоянно возрастать, и их можно готовить на уровне бакалавриата. Специализированная подготовка более трудозатратная и дорогостоящая. Однако в некоторых сферах без такой специализированной подготовки не обойтись. Вместе с тем граждане получают возможность после универсальной подготовки в бакалавриате более точно и ответственно определиться со своей специализацией на втором уровне высшего образования.
— Андрей Геннадьевич, как поднять престиж технического образования в России? — Последние годы на первых строках рейтинга профессий, которые выбирают выпускники школ, устойчиво держатся экономист, юрист, менеджер, программист. Меньшинство планирует работать в сфере образования и производства. Молодежь, зачастую не имеющая доступа к достоверной информации о рынке труда, принимает решение о будущей специальности исходя из отрывочных сведений или просто следуя моде. Так, предложение менеджеров разного уровня превышает спрос рынка труда более чем в два раза, юристов — почти в два раза, экономистов — на одну треть.
Вместе с тем в последние несколько лет все явственнее проявляется тенденция увеличения конкурса в образовательные учреждения на технические специальности. В ряде технических университетов конкурс на экономические и юридические специальности в области управления сравнялся с конкурсом на технические специальности. Таким образом, в целом наблюдается повышение престижа технического образования и получения квалификации «инженер». Уверен, что при дальнейшем развитии высокотехнологичных секторов экономики в России потребность в росте количества и качества технического образования будет соответственно увеличиваться.
По материаллам сайта Учительская газета.