Поступление "через олимпиаду": путь закрыт
Опубликовано 04 марта 2005В течение нескольких последних лет абитуриентов усиленно убеждали в том, что главный путь поступления в российский вуз – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Противники же ЕГЭ во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим предлагали (помимо сохранения вступительных экзаменов) еще один способ отбора – зачисление в вузы победителей олимпиад – и вроде бы даже добились своего, вынудив новое руководство министерства образования и науки официально признать такую возможность.
Приказом министерства было утверждено специальное Положение, регламентирующее порядок участия в олимпиадах. Как следует из текста документа, они проводятся в пять этапов. Первый – на уровне школ, второй – районный (муниципальный), третий – в субъектах Российской Федерации, четвертый – федеральный окружной (проводятся по округам: Южный, Уральский, Центральный, Приволжский, Сибирский, Северо-Западный, Дальневосточный; Москва и Петербург приравниваются к округам), и наконец пятый этап – заключительный – всероссийский.
Победители одного этапа становятся участниками следующего, а победители всероссийского – получают право поступать в профильный вуз без вступительных экзаменов. На первый взгляд, "олимпийское" движение и впрямь является дополнительным каналом для поступления, однако при более детальном рассмотрении дел становится ясно, что канал этот ведет не в вуз, а, скорее, в тупик.
Обо всем, что связано с проведением олимпиад, очень мало известно, и многие школьники даже не догадываются о том, как, когда и где можно принять в них участие. Выясняется, что спросить об этом толком не у кого: в министерстве образования и науки справок по телефону не дают, попасть туда для личной беседы можно только по заранее заказанному именному пропуску, а дозвониться до чиновников московского департамента образования, отвечающих за участие школьников в олимпиаде, – невероятно трудно (корреспондент "Газеты.Ru" проверил это на себе). В регионах ситуация, по всей видимости, обстоит не намного лучше.
Справедливости ради нужно признать, что информацию о проведении олимпиад можно найти в интернете.
Впрочем, запрятана она здесь довольно глубоко, так что обнаружить ее будет весьма не просто, а доступ к глобальной сети есть далеко не у всех.
Таким образом, основной массе школьников, желающих принять участие в олимпиаде, приходится уповать только на осведомленность своего учителя-предметника и на то, чтобы он в нужный момент не заболел, не уволился, не ушел в декретный отпуск и не забыл поделиться со своими учениками поистине драгоценной информацией.
"Газете.Ru" удалось выяснить, что в Москве олимпиады по всем предметам в этом году уже стартовали и даже приобрели новые черты.
Как рассказала Ольга Сахарова, директор обеспечивающего проведение олимпиад в столице Центра по работе с одаренными детьми, городской тур олимпиады для школьников стал открытым, а это значит, что в нем можно принять участие, не участвуя в предыдущих турах.
В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о том, зачем тогда вообще нужны школьный и окружной туры. Получается, что принимавшие в них участие дети волновались по поводу своих результатов абсолютно напрасно: никаких реальных преимуществ это не дало, а теперь им придется на равных конкурировать с теми, кто, не утруждая себя участием в предшествующих этапах, сразу пошел на городскую олимпиаду.
Впрочем, это далеко не единственная загадка олимпиад среди школьников. Олимпиады по разным предметам проходят в разные сроки и структура каждой из них достаточно сложна и не похожа на остальные.
Оказывается, на практике городской тур в Москве состоит не из одного, а из нескольких этапов.
Это значит, что школьники, считавшие себя победителями уже прошедшей по некоторым предметам московской городской олимпиады, на самом деле победили только в ее первом этапе, а настоящая борьба за призовые места еще и не начиналась.
"Газета.Ru" попыталась разобраться во всех этих тонкостях и несостыковках на примере проведения городской олимпиады по литературе.
Представители курирующей эту олимпиаду Кафедры русской словесности и музейной педагогики Московского института открытого образования (МИОО) подтвердили, что городской тур олимпиады по литературе все еще не завершен: прошел лишь его первый этап. И те, кто считали, что выиграли его в феврале, на самом деле "не победители, а призеры" – лучшие по отдельным номинациям. Настоящих же победителей, занявших с 1-го по 3-е места, по словам сотрудников МИОО, еще только предстоит выявить из их числа.
На сайте Московского департамента образования, на странице (http://www.mosedu.ru/ru/pupil/olympiads/olympiads.php), зарытой весьма глубоко (путь к ней с первой страницы сайта совершенно не очевиден), нам удалось найти ссылку на таблицу в формате Exсel с указанием сроков проведения московских олимпиад разных этапов по разным предметам.
Согласно этой таблице, московская олимпиада по литературе состоит из "первого тура" и "закрытия".
Именно первый тур, который московские школьники, их учителя и родители опрометчиво называли "городской олимпиадой", прошел 5 февраля. Как следует из таблицы, "закрытие" московской городской олимпиады по литературе намечено на 19 марта.
Таким образом, городская олимпиада по литературе длится больше месяца. В МИОО нам объяснили, что в течение этого месяца отобранные, но не распределенные по местам "призеры" еженедельно ходят на лекции и семинары и пишут работы. Все эти "хождения" имеют весьма сложный статус. С одной стороны, это "подготовка ко всероссийской олимпиаде сборной команды Москвы", с другой – продолжение городской олимпиады, то есть продолжение состязания, и, по всей видимости, только на "закрытии" будут объявлены ее настоящие победители.
В группу нынешних "условных" призеров входят 52 человека, отобранных из 200 участников первого этапа. Это призеры не только в разных номинациях, но и в разных возрастных категориях: 9-го, 10-го и 11-го классов. Из каждой возрастной группы на заключительном этапе (том самом "закрытии") останется только по одному человеку. Эти трое, как разъяснили "Газете.Ru" в МИОО, и представят Москву в общероссийском туре олимпиады: по одному участнику – в каждой возрастной категории.
Отбор будет проведен на основании оценки трех письменных работ: домашней, творческой классной и финальной, выполненной по схеме всероссийской олимпиады (анализ прозаического текста, анализ поэтического текста плюс вопрос по теории литературы). Именно к этому и готовят сейчас ребят в ходе городского тура, фактически растянувшегося на полтора месяца. В плане подготовки – 8 лекций (лекции по теории литературы читают всем сразу, не разбивая на возрастные группы) и по 4 семинарских занятия для каждой возрастной группы. К такому способу проведения олимпиады в Москве пришлось прибегнуть потому, что, как считают в городском оргкомитете, система подготовки в московских школах пока не дотягивает "до общероссийского уровня", то есть в школах других российских городов, по мнению организаторов олимпиады в Москве, уровень подготовки выше столичного.
Отметим, что именно всероссийский тур и дает право поступления в вуз без экзаменов.
Как разъяснили "Газете.Ru" в МИОО, таким правом будет обладать только тот, кто займет в этом туре 1-е место, то есть один человек. Судьбу тех, кто займет 2-е или 3-е место в каждом конкретном случае будут по своему усмотрению решать вузы (равно как и то, брать ли без экзамена по профильному предмету победителей городского тура олимпиады).
На сегодняшний день среди 52 участников столичного состязания по литературе – более 20 одиннадцатиклассников. Именно они больше всех заинтересованы в победе, дающей право на поступление в вуз без экзаменов. Тот факт, что для участия во всероссийской олимпиаде из них выберут только одного, означает, что уже сейчас конкурс среди них составляет около 20 человек на место. С учетом предстоящего всероссийского тура количество соискателей на 1 место и вовсе зашкаливает и не сопоставимо по величине с конкурсом ни в один вуз мира: уж проще сдать вступительные экзамены или все тот же ЕГЭ (естественно, при условии их честного проведения).
Таким образом, из всего, что удалось узнать "Газете.Ru", со всей очевидностью следует, что путь поступления в вуз "через олимпиаду", о котором так много говорилось, как об альтернативе ЕГЭ, на самом деле практически закрыт: ведь по каждому из предметов его сможет пройти только один человек в стране. Для альтернативы вступительным экзаменам и ЕГЭ – это слишком уж мало.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru