Правительство подготовило законопроект, предусматривающий разгосударствление значительной части вузов
Опубликовано 05 марта 2005Правительство подготовило законопроект, предусматривающий разгосударствление значительной части вузов. Их можно будет покупать, продавать, банкротить. Взамен вузам будет дано право активного «предоставления услуг» населению. Разумеется, платных. Ректоры нововведению активно сопротивляются.
В четверг на заседании правления Союза российских ректоров руководители российских вузов узнали, что усилиями Минэкономразвития подготовлен пакет законопроектов, затрагивающий сразу несколько сторон российской жизни: здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, а также науку с образованием. Как проинформировал собравшихся ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, в нем чиновники делают попытку создать единые правила игры для любых учреждений, "оказывающих услуги" населению, будь то женская консультация или университет. Авторы законопроекта предлагают преобразовать все эти учреждения по единой схеме. С этой целью предполагается оставить в своем нынешнем виде их незначительную часть, превратив остальные в "автономные учреждения" (АУ) или в "государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации" (ГМАНО). При этом форму АУ примут в основном школы, а вузам предстоит превратиться в ГМАНО.
По словам Виктора Садовничего, в отличие от школ и высших учебных заведений в их нынешнем виде, АУ и ГМАНО предполагается наделить большей экономической и финансовой самостоятельностью, но и большей ответственностью. При этом АУ по-прежнему останутся в государственной собственности, поэтому и самостоятельности у них будет меньше. А вот собственником ГМАНО станет сама эта организация. И раз так, то уровень ее самостоятельности, равно как и ответственности, будет гораздо выше – вплоть до банкротства и продажи с молотка.
Таким образом, власти перекладывают часть ответственности за судьбу российского образования на учебные заведения.
И если новый закон будет принят, то образовательное ГМАНО, не удержавшееся на плаву, не сможет рассчитывать на помощь государства, а разорится, оставив своих преподавателей без работы, а студентов без дипломов.
Особой разницы между услугами, предоставляемыми какой-нибудь спортивной секцией и, скажем, крупнейшим университетом, чиновники не видят. Наверное, поэтому пакет законопроектов был подготовлен без участия не только Союза ректоров, но и Министерства образования и науки. Как заявила "Газете.Ru" замначальника экспертного управления президентской администрации Нелли Найговзина, главное здесь – "общая форма их правового статуса". Как уверяют разработчики, перед ними стояла лишь задача "почистить законы от скопившихся в них противоречий и привести их в соответствие с реалиями современной жизни". Впрочем, как признала эксперт президента, "решение это юридически сложное". И даже если закон будет принят, то, считает она, до его повсеместной реализации дело дойдет не скоро: в российском образовании просто нет профессиональных менеджеров, способных с толком управлять хозяйственной деятельностью вузов и школ.
Так это или нет, но насчет "современных реалий" ректоры не обольщаются. Они понимают, что государство больше не в состоянии полностью содержать за свой счет российские школы и вузы и предоставляет им самостоятельно выпутываться из финансовых сложностей.
Понятно, что вузы будут вынуждены это сделать за счет максимального расширения платной части своих услуг.
Практически не затрагивая этой части проблемы, ректоры раскритиковали попытку "уравнять университеты с парикмахерскими". "Основная деятельность вуза не может рассматриваться как сфера оказания услуг", – неоднократно подчеркивали они в ходе заседания. По мнению ректоров, законопроект навязывает российской системе образования исключительно рыночные механизмы регулирования. "А наука ими не регулируется!" – заявил "Газете.Ru" ректор Нижегородского университета Роман Стронгин. Действительно, подчеркнул он, если перевести отношения вуз – студент в плоскость взаимного выполнения договора об оказании услуг, то вузу придется выдавать дипломы всем зачисленным, включая доказавших полную неспособность учиться.
Кроме того, ректоры всерьез опасаются, что результатом принятия закона станет волна вузовских банкротств.
Эта процедура в законопроекте, по мнению Романа Стронгина, слишком проста и расписана там настолько "любовно и досконально", что может возникнуть подозрение, что массовое банкротство вузов с их последующей перепродажей и является одной из целей, поставленных при написании законопроекта.
При этом перспектива массовых банкротств вузов после превращения их в ГМАНО вполне реальна. Более того, по мнению члена ректорского совета Николая Гриценко, многое для этого уже сделано. В частности, летом 2004 года пресловутый закон № 122 лишил вузов льгот по налогам на занимаемые ими здания и землю. Налоги стали для них неподъемными, а это, подчеркнул он, и есть прямой путь к банкротству.
В любом случае, как убежден Роман Стронгин, "если закон будет принят, вузы немедленно станут объектом купли-продажи и утратят свой научный потенциал. Создастся рынок продаваемых и покупаемых вузов, и обратного хода уже не будет".
Единственное, что пока может успокоить ректорское сообщество, – то, что, как говорят представители правительства, чиновники "готовы обсуждать сроки и формы" проведения реформы. Уже создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон. Она и должна определить дальнейшую судьбу АУ и ГМАНО в сфере образования.
По материаллам сайта gazeta.ru