Дистанционная форма образования скоро займет одно из первых мест на рынке образовательных услуг
Опубликовано 21 марта 2005Во всем мире сегодня идет борьба за рыночные ниши. Дистанционное образование как форма передачи знаний приобретает сегодня и в мире и в России определяющее значение. Почему? Причиной тому демографический спад, говорит ректор "Синергии", доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Иоффе. Но этот вид образования в России пока еще уступает западному. Почему и что нам нужно сделать, чтобы работать на опережение - мы попросили рассказать Михаила Иоффе.
- Михаил Яковлевич, как вы думаете, преодолен ли сегодня наш традиционный скепсис к дистанционному образованию?
- Мы проанализировали дистанционное образование у нас в стране и пришли к неутешительному выводу: дистанционное образование в массе своей у нас пока еще находится не на очень высоком уровне. Конечно, у нас есть высшие школы и школы бизнеса, которые проводят такую форму обучения на высоком уровне. Но в массе вузов действует система еще советского типа, напоминающая заочную форму обучения с неполным использованием интернета. На наш взгляд, основной смысл дистанционного образования заключается не только и не столько в том, чтобы разработать систему передачи информации и технологии обучения с использованием интернета (это достаточно известно как на Западе, так и у нас), а подготовить высококомпетентные, высокопрофессиональные самообучающие электронные методические пособия, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться. Мы исследовали имеющуюся учебно-методическую литературу и пришли к неутешительному выводу - это зачастую небольшие по объему брошюрки по предметам. Они призывают слушателя как можно быстрей освоить азы той или иной дисциплины. На самом деле в этом заключена колоссальная гипертрофия дистанционного образования. Это все равно что для нерадивых школьников выпускать комментарии литературных критиков. Или комиксы "Анна Каренина". Контрольные вопросы, тесты и экзамены тоже ограничены материалом этой маленькой брошюрки. Если мы хотим иметь качественное образование в рамках дистанционной формы обучения, необходимо срочно обратить внимание на подготовку методических пособий в электронном виде, акцентировав внимание как на их содержании, так и на интерактивных методах, позволяющих студентам (слушателям) творчески обучаться самостоятельно.
- На Западе ситуация лучше?
- За рубежом к дистанционному образованию относятся очень серьезно. Из 80 школ, аккредитованных в АМВА (Международная ассоциация программ МВА, Лондон), например, только 8 используют дистанционную форму обучения. Почему? Во-первых, потому что создать самообучающие учебники адски трудно. Во-вторых, потому что в Европе страны по площади небольшие, все школы сосредоточены близко, это не Россия. И все они в основном ориентированы работать на чужой территории. Сегодня их интересуют Юго-Восточная Азия, Китай, Тайвань. Чтобы охватить как можно больше иностранных абитуриентов, они сейчас переходят на несколько языков. Я знаю, что в некоторых школах за рубежом готовятся дистанционные программы МВА на русском языке. Идет демографический спад, в результате чего будет сокращаться количество студентов по очной форме обучения. Молодежь будет стремиться работать и учиться одновременно, расширятся последипломное образование и система повышения квалификации. Кто вложит сегодня деньги в развитие дистанционной формы обучения, тот сможет значительно расширить спектр и объем предоставляемых образовательных услуг в дальнейшем. Но даже не это главное. Для чего мы затеяли дистанционное обучение? Прежде всего для совершенствования всего учебного процесса по программе МВА по различным формам обучения, включая дневную, вечернюю и заочную. Для развития творческих способностей студентов, формирования их индивидуальности. Это головная боль любого вуза России сегодня, в которых основную долю в обучении занимают лекции, и те из них зачастую читают не всегда высоко квалифицированные преподаватели, особенно в регионах. Студент отучился работать самостоятельно. Причина этого - отсутствие или недостаточное количество самообучающих электронных учебников. Когда они появляются при создании дистанционной формы обучения, их можно спокойно использовать для расширения и повышения эффективности самостоятельной работы по любой другой форме обучения. Преподавателей можно будет больше ориентировать на индивидуальное консультирование, а студентов - на творческое самообучение. И тогда, возможно, разрешится еще один существенный конфликт между нашей программой МВА и зарубежной. По российским стандартам, в программе МВА должно быть не менее 1000 академических часов аудиторных занятий. Наши коллеги из АМВА сделали нам замечание при аккредитации этой программы - у них принято не более 500 часов.
- В чем, на ваш взгляд, сегодня существенное преимущество в программах дистанционного образования за рубежом?
- Мы сотрудничаем с британским университетом Дарем, который уже несколько лет реализует эту программу с нашим Институтом экономики и финансов "Синергия" на базе долгосрочного партнерского соглашения. Первый год на нашей базе наши слушатели осваивают часть учебного плана с помощью российских тьютеров без участия представителей из Англии. Со второго года слушатели переходят на прямые связи с британскими тьютерами через интернет. Зачем мы пошли на контакт с известным британским вузом? Прежде всего для того, чтобы досконально изучить опыт по организации, технологии и содержанию дистанционного обучения в рамках программы МВА, который достаточно серьезен и является одним из передовых в Европе. Мы отработали эти методики, пропустили их через себя и только тогда поняли, что полезного мы можем взять у них. Мы подобрали авторский коллектив из числа наших ведущих преподавателей по программе МВА и вложили немалые деньги в создание самообучающей электронной методической базы. Электронные учебники строго структурированы. Какие это дает преимущества? Во-первых, для всех дисциплин структуризация типовая, единая. Дисциплины делятся на 3-5 модулей (тем). Каждый модуль делился на 3-5 блоков (разделов). В каждом разделе рассматриваются десятки вопросов. Все дисциплины сопровождаются методическими инструкциями, позволяющими быстро ориентироваться в содержании учебника для его лучшего усвоения. В итоге мы получили такие самообучающие пособия, в которых студент быстро ориентируется и использует для самоконтроля знаний многочисленные контрольные вопросы, тесты, кейсы и т.п. И еще одна немаловажная вещь: учебники создавал единый коллектив, что позволило создать глоссарий терминов. А то у нас сегодня такая ситуация, когда каждый преподаватель по своей дисциплине интерпретирует один и тот же термин, как ему вздумается, внося путаницу и неразбериху в изучение слушателями разных дисциплин.
Наталья Савицкая