Основные итоги деятельности Рособразования в 2004 году
Опубликовано 28 марта 2005Вот уже год министерство образования работает в новой структуре, во главе с новыми людьми, с новыми идеями. Основным правопреемником функций управления образованием является Федеральное агентство по образованию. Мы предлагаем вашему вниманию отчет о деятельности Рособразования за 2004 год, подготовленный в недрах самого агентства. Возможно, кому-то предлагаемая информация покажется скучной и ненужной. Но читающий да прочтет... Практически до сентября 2004 года новая система министерства находилась в подполье: минимум информации, минимум понимания происходящего. Представленный нам доклад дает представления о том, кто пришел к власти, какие приоритеты, что ждет нас в будущем.
Информационно-аналитический доклад
Основы деятельности
Федеральное агентство по образованию (далее — Рособразование) создано в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в основном сформировано к 1 июня того же года. Говоря об итогах деятельности Рособразования в 2004 году, следует прежде всего отметить тот факт, что, не являясь юридически правопреемником бывшего Минобразования России (по ряду позиций эта правопреемственность была установлена несколько позже), оно фактически обеспечило непрерывность процесса управления системой образования страны и финансирование подведомственных федеральному центру учреждений профессионального образования в сложный период завершения учебного года.
Основными задачами Рособразования в 2004 году стали: создание условий, обеспечивающих бесперебойное успешное функционирование сети подведомственных Рособразованию образовательных и иных учреждений и организаций, предприятий по реализации государственных услуг в сфере образования; завершение работы по разграничению полномочий и ответственности, относящихся к сфере деятельности Рособразования в новой структуре органов государственной власти; организация выполнения первоочередных мер по совершенствованию системы образования в свете требований, изложенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, в соответствии с решениями Правительства РФ, приказами и поручениями Минобрнауки России.
В целях реализации поставленных задач Рособразование в целом и его управления осуществляли свою деятельность по руководству подведомственными образовательными учреждениями в июне-декабре 2004 года по следующим направлениям: — организационное обеспечение реализации государственных услуг в сфере высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, в т.ч. организация работы по подготовке и согласованию дополнений и изменений в уставы учебных заведений и учредительных договоров образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; — обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов страны; — совершенствование структуры и сети учреждений высшего, среднего начального и дополнительного профессионального образования; — приведение масштабов, профильной структуры и территориального размещения учреждений, занимающихся подготовкой специалистов со средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием, в соответствие с потребностями регионального рынка труда, динамикой и перспективами развития экономики социальной сферы; — актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, квалифицированных рабочих; — содействие созданию условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы; — развитие управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей образования; — расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов; — развитие кадрового потенциала учреждений образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями; — формирование предложений по установлению подведомственным учреждениям высшего профессионального образования квот для аспирантов на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии; — участие в формировании статистических данных, отражающих состояние системы подведомственных образовательных учреждений; — осуществление организационной, консультационной, методической и иной поддержки деятельности подведомственных учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования.
Прием в вузы, ссузы,
В результате проведенной Рособразованием работы все подведомственные образовательные учреждения обеспечили организованное завершение 2003/2004 учебного года, проведение всех запланированных мероприятий по подготовке к новому учебному году.
Успешно осуществлен прием 2004 года на первый курс вузов и ссузов, итоги которого были рассмотрены на заседании коллегии Рособразования 7 декабря 2004 года.
По отчетным данным всего было подано 2081,8 тысячи заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения на все формы обучения, в том числе, на очное обучение — 1451,3 тысячи заявлений, что на 11% больше, чем в прошлом году.
Конкурс среди подавших заявления о приеме на очное обучение составил 386 человек на 100 бюджетных мест (в 2003 году — 353 человека).
Зачислено на все формы обучения 995,1 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 45,2% от общего приема, за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов — 0,2% и по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — 54,6%.
От общего числа поступивших на очную форму обучения зачислено: 55,7% — на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, 44% — на обучение по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
В подведомственные образовательные учреждения среднего профессионального образования по всем формам обучения было подано 421,6 тыс. заявлений.
Востребованность среднего профессионального образования остается достаточно высокой. Конкурс на все формы обучения с учетом мест, замещаемых по договорам с юридическими и (или) физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение, составил 155 человек на 100 мест, в т.ч. на очное обучение — 167 человек на 100 мест.
Зачислено на все формы обучения 271,2 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета — 61,7% от общего числа приема, по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — 38,3% .
Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи реализуется комплекс социально-экономических мер, в числе которых важное место принадлежит процедуре разграничения полномочий и ответственности в области образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Передача без потерь
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30 августа 2004 года утвержден федеральный перечень учреждений профессионального образования. В него включены 1264 государственных учреждения профессионального образования, в том числе, 250 учреждений начального и 1014 учреждений среднего профессионального образования.
Соответственно, сформирован список учреждений (утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2004), подведомственных Рособразованию, переданных в ведение субъектов РФ с 1 января 2005 года. Это — 2727 учреждений начального и среднего профессионального образования, из которых 191 — техникумы и колледжи.
Параллельно будет идти и обратный процесс, в результате которого до января 2007 года все региональные и муниципальные вузы должны быть переданы на федеральный уровень, а большинство ведомственных учреждений профессионального образования — в ведение Рособразования.
Передача ведомственных образовательных учреждений в Рособразование пройдет в три этапа. Уже с 1 января 2005 года Рособразование дополнительно к остающимся в его ведении 335 вузам, 436 учреждениям СПО и 250 учреждениям НПО получило 6 вузов и почти 500 учреждений среднего и дополнительного профессионального образования, а всего на втором и третьем этапах в течение 2005-2006 годов в ведение Рособразования планируется передать около 1200 учреждений профессионального образования.
При участии Рособразования был подготовлен проект распоряжения Правительства РФ о передаче образовательных учреждений начального профессионального образования при учреждениях исполнения наказаний из ведения Рособразования в ведение Минюста России.
В прошедшем году совместно с региональными органами исполнительной власти была проведена большая работа по оформлению актов приема-передачи образовательных учреждений, перешедших в ведение субъектов РФ.
Этому предшествовало проведение ряда встреч с представителями регионов.
Состоялось Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов РФ по вопросу передачи образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из федерального ведения в ведение субъектов РФ и из ведения федеральных органов исполнительной власти в ведение Рособразования в соответствии с Федеральными законами от 04.07.2003 № 95-ФЗ и от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В работе совещания, на котором были обсуждены проблемы оформления процедуры передачи образовательных учреждений, приняли участие 120 человек из 76 субъектов РФ.
Во Всероссийском совещании директоров образовательных учреждений начального профессионального образования, оставшихся на федеральном уровне, на котором обсуждались организационно-экономические вопросы, связанные с функционированием федеральных образовательных учреждений, приняли участие 244 человека из 58 субъектов РФ.
Среди подготовительных мероприятий по передаче образовательных учреждений особо следует отметить выездное заседание коллегии Рособразования, состоявшееся в Нижнем Новгороде 19 октября 2004 года, по вопросу «Об особенностях функционирования региональной системы начального профессионального образования, переданной в ведение субъекта РФ (на примере Нижегородской области)».
Как показывает опыт работы этого субъекта РФ, передача несколько лет тому назад учреждений НПО в ведение администрации Нижегородской области не только не имела негативных последствий, но, напротив, содействовала укреплению учебно-материальной базы учреждений, развитию их связей с базовыми производствами, повышению материального обеспечения мастеров производственного обучения и преподавателей, оптимизации структуры подготовки рабочих кадров для нужд региона.
Важнейшим элементом деятельности Рособразования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества оказываемых образовательных услуг. Задача эта — многоплановая, и на решение ее влияет множество факторов: от программно-методического обеспечения до состояния учебно-материальной базы, от подготовки преподавательских кадров до организации учебно-производственной практики и т.п.
Одним из реальных путей комплексного решения этой проблемы, как показывает практика, служит создание эффективной системы управления качеством образования. Опыт разработки и внедрения такой внутривузовской системы на примере Московского государственного института стали и сплавов был рассмотрен 16 ноября 2004 года на заседании коллегии Рособразования с участием руководителей ряда ведущих вузов страны.
Проблемы совершенствования образовательного процесса, создания необходимых для этого организационных, кадровых условий по всем уровням образования были одним из главных направлений деятельности Управления учреждений образования. Для их обсуждения Управлением проведено 16 всероссийских конференций, семинаров, совещаний: — Всероссийский семинар-совещание руководителей органов управления образованием субъектов РФ, директоров учреждений дополнительного образования, учреждений начального профессионального образования на тему: «Воспитание обучающихся учреждений начального профессионального образования», в ходе которого обсуждались вопросы организации внеучебной досуговой деятельности, а также воспитания обучающихся в образовательном процессе; — Всероссийский семинар-совещание руководителей образовательных учреждений СПО, являющихся экспериментальными площадками, на тему: «Научно-методическое сопровождение и распространение результатов деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок»; — Всероссийское совещание-семинар руководителей образовательных учреждений СПО «Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы», на котором были обсуждены вопросы социального партнерства ссузов с работодателями, взаимодействия учреждений СПО с администрациями регионов и органами по труду, формирования системы социального партнерства; — Всероссийское совещание-семинар «Информатизация в системе СПО: проблемы и перспективы»; — Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии и дизайн в образовании»; — VII международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права»; — Всероссийская конференция по проблемам непрерывного образования в России; — Всероссийское собрание научной общественности вузов и научных организаций Российской Федерации (С.-Петербург.); — Международная конференция по вопросам образования взрослых (г.Архангельск); — Семинар для руководителей учреждений дополнительного профессионального образования ( С.-Петербург);
Семинар для заведующих отделами аспирантур и докторантур (С.-Петербург) и другие.
Также проведен ряд межрегиональных совещаний и семинаров:
Развивается практика экспериментальной и инновационной работы по различным аспектам деятельности системы образования. Например, в настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют экспериментальные площадки на базе 70 средних специальных учебных заведений по следующим направлениям инновационной деятельности: — образовательные программы среднего профессионального образования в системе непрерывного образования; — региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования; — качество среднего профессионального образования, тестирование выпускников средних специальных учебных заведений; — новые технологии обучения в системе среднего профессионального образования (в том числе технологии дистанционного образования); — организация воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях, формы и методы воспитательной работы; — создание многоуровневых образовательных комплексов; производственная и внебюджетная деятельность образовательных учреждений среднего профессионального образования и др.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в целях повышения качества и доступности образования, его конкурентоспособности путем апробации и выявления эффективных региональных моделей реструктуризации сети сельских школ, оптимальных форм организации учебного процесса в 2002-
2004 гг. проводился эксперимент по реструктуризации общеобразовательных учреждений.
Состоявшаяся 28 сентября — 1 октября 2004 года Всероссийская конференция «Введение профильного обучения на третьей ступени общего образования» была посвящена подведению первых итогов эксперимента по предпрофильной подготовке в 9-х классах общеобразовательных школ 10 регионов России, обсуждению практических мер по переходу к новому учебному плану.
По результатам экспериментов подготовлен и направлен в Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ (письмо от 29.11.2004) материал к докладу Правительству РФ.
Значительная работа проводится Рособразованием в области дальнейшего совершенствования системы дополнительного профессионального образования. В 2004 году осуществлены повышение квалификации и профессиональная переподготовка 58 899 научных, научно-педагогических и педагогических работников государственных учреждений образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
В следующем году эта работа будет продолжена с учетом дополнительных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом. Подготовлен приказ от 21 декабря 2004 г. № 379 «О повышении квалификации в 2005 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию».
В связи с переходом функций учредителя подведомственных образовательных учреждений от бывшего Минобразования России к Федеральному агентству по образованию Управлением учреждений образования проведена большая работа по внесению необходимых изменений и дополнений в уставы и учредительные документы подведомственных образовательных учреждений профессионального образования, утверждению председателей, составов государственных аттестационных комиссий по проведению итоговых аттестаций выпускников подведомственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Премии и конкурсы
Была обеспечена поддержка традиционных мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога, престижа педагогической деятельности.
В финале Всероссийского конкурса «Учитель года России-2004», прошедшем с 20 сентября по 1 октября, приняли участие представители 76 регионов Российской Федерации, проведены 115 открытых уроков и мастер-классов, подготовлены экспертные заключения по материалам, представленным участниками конкурса. Главный приз конкурса — Большой хрустальный пеликан и грант в размере 300 тыс. рублей вручен учителю года России-2004 Славгородскому Евгению Игоревичу, учителю русского языка и литературы средней школы пос. Крылово Калининградской области.
По итогам конкурса подготовлен приказ Рособразования от 19.10.2004 № 181.
С 30 ноября по 4 декабря состоялся финал Всероссийского конкурса «Лидер в образовании 2004», в котором приняли участие 30 человек, прошедших отборочный тур конкурса и представивших свои проекты и концепции в области образования. Церемония награждения победителей проходила в Константиновском дворце г. Санкт-Петербурга. Пяти победителям конкурса вручены главные призы «Золотое зерцало» и премии. Авторы трех проектов, отмеченных Российской общественной комиссией, награждены медалями «Золотой жезл».
Подготовлен приказ Рособразования «Об объявлении благодарности работникам образования по итогам Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2004» от 17.12.2004 № 371.
В 2004 году сборные команды школьников России успешно выступили на международных олимпиадах школьников — 25 человек завоевали и были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями:
по физике (г.Поханг, Корея) — четыре серебряных и одна бронзовая медали;
по математике (г. Афины, Греция) — четыре золотые, одна серебряная и одна бронзовая медали;
по биологии (г. Бризбен, Австрия) — две серебряные и две бронзовые медали;
по химии (г.Хиль Германия) — одна золотая, две серебряные и одна бронзовая медали;
по информатике (г. Афины, Греция) — четыре золотые медали;
по географии (г. Гдыня, Польша) — одна серебряная и одна бронзовая медали.
Эти награды дают им право претендовать на стипендию, установленную Благотворительным фондом В.Потанина.
По итогам участия сборных команд обучающихся России в международных олимпиадах школьников в 2004 году подготовлен приказ Рособразования от 26.10.2004 № 200.
Состоялась торжественная церемония вручения премии Президента РФ победителям международных олимпиад по учебным предметам.
Молодежная политика
Выстраивая систему теоретической и практической общеобразовательной и профессиональной подготовки, формирования современных компетенций, предприимчивости, социальной адаптивности, следует каждый элемент этой системы оценивать с точки зрения его соответствия решению главной задачи — воспитания высокообразованного, профессионально подготовленного гражданина новой России, поскольку высокие гражданские качества, патриотизм, нравственность, подлинная культура могут сформироваться только как результат многолетнего всестороннего воздействия на личность всего образовательного комплекса, а не только «воспитательных мероприятий», пусть даже очень хороших и достаточно эффективных.
С этой точки зрения достаточно условным представляется принятое выделение молодежной политики как самостоятельного направления деятельности Рособразования. В той или иной степени различные аспекты молодежной политики реализуются в деятельности каждого подразделения Рособразования, однако лидирующая, организующая роль в этой сфере принадлежит Управлению по делам молодежи, деятельность которого направлена на: — создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений; — формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности; — реализацию программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержку молодежного предпринимательства; — формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактику безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.
Одним из важнейших направлений в государственной молодежной политике является формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней, общественных организациях и объединениях, других социальных институтах, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.
В 2004 году Управлением по делам молодежи были организованы и проведены на федеральном уровне курсы повышения квалификации руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ и руководителей объединений и организаций, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию, организованы курсы повышения квалификации специалистов органов управления образованием, преподавателей и организаторов ОБЖ средних школ, курсы для организаторов поисковой и музейной работы в образовательных учреждениях, на которых представители регионов познакомились с новыми формами и методами патриотического воспитания молодежи.
Серьезным стимулом к активизации этой работы стала широко развернувшаяся в стране подготовка к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Еще в марте 2004 года прошли мероприятия, связанные с торжественным открытием Всероссийской «Вахты Памяти — 2004», в рамках которого состоялся семинар-совещание руководителей поисковых объединений России, были организованы экскурсии по памятным местам блокады Ленинграда, встречи ветеранов с представителями поисковых и патриотических организаций.
В соответствии с программой «Молодежь России (2001-2005 гг.)» поддержаны межрегиональные Вахты Памяти на территории Московской, Волгоградской, Курской и Ленинградской областей.
Десятки тысяч юношей и девушек принимают участие во Всероссийской эстафете «Равнение на Победу!», Всероссийском финале военно-спортивной игры «Победа-60», других массовых акциях. Экспедиции юных поисковиков ежегодно обнаруживают и организуют захоронения останков павших советских воинов, нередко устанавливая и имена героических защитников Родины.
В июне-июле в Курской области были организованы курсы повышения квалификации педагогов-руководителей поисковых отрядов.
В 2004 году конференции, семинары по поисковой работе прошли в Ленинградской, Волгоградской, Архангельской, Новосибирской, Московской, Курской, Кировской, Смоленской, Иркутской, Свердловской областях, Республике Татарстан и других регионах.
В целях материально-технического обеспечения поисковых работ были закуплены 4 автомобиля УАЗ и переданы поисковым объединениям Тверской, Брянской, Псковской областей и Республике Татарстан. Также для нужд 12 крупнейших региональных поисковых организаций закуплены ноутбуки и навигационное оборудование.
С 27 июля по 5 августа 2004 г. в городе-герое Смоленске прошли Всероссийский слет юных патриотов «Равнение на Победу!» и Всероссийский финал военно-спортивной игры «Победа». В них приняли участие 67 команд из различных регионов Российской Федерации, победители республиканских, краевых, областных финалов военно-спортивных игр и мероприятий патриотической направленности. Общее число участников — около 1000 человек. В программу были включены творческие и музыкальные конкурсы, спортивные соревнования, в том числе соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта.
В конце ноября 2004 г. в Москве состоялась очередная Всероссийская встреча молодежи и ветеранов «Во славу Великой Победы!», в ней приняли участие 300 человек из 30 регионов России. IV Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» состоялся в декабре в Подольском районе Московской области.
В ряде регионов — в Свердловской, Смоленской, Архангельской, Нижегородской, Ярославской, Кировской, Магаданской, Новосибирской областях, республиках Удмуртия, Башкортостан, Татарстан и др. — ежегодно, на все более качественном уровне проводятся оборонно-спортивные лагеря с участием воинских частей.
Важными направлениями программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)» являются решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи.
В настоящее время разработан и функционирует специализированный сайт в сети «Интернет» (www.mita.etr.ru), на котором помещаются все оперативные новости, нормативные правовые документы по жилищным проблемам, принятые как на федеральном, так и региональном уровнях, сведения о рынке жилья в субъектах Российской Федерации.
Созданы и функционируют региональные головные информационные центры решения жилищной проблемы молодежи в 5 федеральных округах РФ. Проведены семинары — совещания по обмену опытом в области молодежной жилищной политики с руководителями органов по делам молодежи субъектов РФ.
В Свердловской области было проведено Всероссийское совещание по вопросам социальной поддержки молодых семей.
Одной из наиболее эффективных форм решения указанных проблем служит реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище». Об этой подпрограмме подробнее будет сказано ниже.
Большое внимание Рособразованием уделяется такому актуальному в современных условиях вопросу, как обеспечение занятости молодежи.
Разработаны и направлены в вузы: — примерное положение о Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования; — рекомендации по разработке муниципальных программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развитию профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования; — методические рекомендации по созданию системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учебных заведений профессионального образования.
Создан специализированный сайт в сети «Интернет», разработана Web-страница для размещения информации о накапливаемом опыте в этом направлении.
В регионах созданы и функционируют 227 центров содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которые поддерживают тесные связи с муниципальными и региональными органами занятости, формируют банки вакансий и предложений для обеспечения трудоустройства молодежи.
В целях обобщения и распространения накопленного опыта вопрос «Содействие занятости и трудоустройству молодежи, поддержка экономической самостоятельности молодых граждан» был вынесен на обсуждение коллегии Рособразования 23 ноября 2004 года.
Всемерную поддержку Рособразования находит развитие общественной активности студенчества в самых различных ее формах. Одной из таких форм стало возрождение популярного в свое время движения студенческих строительных отрядов.
В 2004 году состоялся Всероссийский форум студенческих отрядов, в рамках которого прошел учредительный съезд общероссийского общественного движения «Всероссийский студенческий отряд». В нем приняли участие 100 представителей из 85 регионов Российской Федерации.
На форуме было принято решение о создании Всероссийского штаба студенческих трудовых отрядов, а в федеральных округах — совещательных координационных центров (штабов) студенческих отрядов.
В течение летнего периода 2004 г. в 3,5 тысячи разнопрофильных студенческих отрядов работало более 150 000 человек.
В целях поддержки молодежного предпринимательства было рассмотрено 243 региональных и межрегиональных программы в этой области, из которых 48 были присвоены гранты различной степени и оказана финансовая поддержка.
8-10 декабря 2004 года в г. Кирове состоялся межрегиональный учебно-методический семинар «Поддержка молодежного предпринимательства», в котором принимали участие 100 специалистов органов по делам молодежи из 15 субъектов РФ.
Большое внимание уделяется формированию и развитию системы социальных служб и клубов для молодежи.
В настоящее время в 504 городах и районах 64 субъектов РФ работают более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи (центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры для несовершеннолетних, центры поддержки молодой семьи) и более 1950 подростково-молодежных клубов, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям. Все они имеют подведомственную принадлежность органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации.
В 2004 году проведена значительная работа по развитию сети учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов (центров): 10 учреждений и клубов были оснащены оргтехникой, сформировано единое информационное пространство на территории РФ для социальных и социоклубных учреждений, работают два сайта — klub-ok и Юность.
Проведено 5 международных и более 20 межрегиональных научно-практических конференций по проблемам профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи, издано 9 учебно-методических пособий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.
Основной целью развития молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта является создание оптимальных условий для полноценного отдыха и оздоровления подростков и молодежи. В 2004 году органами по делам молодежи субъектов РФ при организации летней оздоровительной кампании молодежи подготовлено около 500 тыс. педагогических кадров и около 400 тыс. технических работников для молодежных оздоровительных учреждениий, издано около 1000 информационно-методических сборников.
В рамках реализации программы «Молодежь России» в 2004 году проведены ярмарки путевок в городах Орле, Тюмени и Анапе, где было представлено более 100 тысяч путевок в детские и молодежные оздоровительные центры внутри страны и за рубежом, лагеря труда и отдыха, туристические лагеря.
Во Всероссийской встрече организаторов летнего отдыха детей и молодежи, которая состоялась в сентябре 2004 года в г. Анапе, приняли участие 420 человек из 32 субъектов РФ и представители из Украины.
В 52 субъектах РФ действуют 244 досуговых и оздоровительных центра, которые находятся в ведении органов по делам молодежи.
При поддержке органов по делам молодежи возродились такие популярные соревнования среди подростков, как турнир на приз клуба «Кожаный мяч» (футбол), всероссийские соревнования по картингу, соревнования по борьбе, автоспорту, чемпионат России по армейскому рукопашному бою (Иваново).
В последние годы отмечается повышение интереса подрастающего поколения к художественному творчеству, к участию в творческой деятельности музыкальных, хореографических, вокальных, фольклорных объединений.
В прошедшем году было проведено более 250 конкурсов и фестивалей художественного творчества, многие из которых уже стали традиционными, в них приняли участие около 500 тыс. человек. Состоялся 51 региональный, 24 межрегиональных фестиваля в рамках программы «Российская студенческая весна». В общероссийском финале программы в г. Кемерово приняли участие более 1500 человек из 52 субъектов РФ.
В рамках системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью и информационного обеспечения молодежи проведена следующая работа: — 85 обучающих семинаров и курсов повышения квалификации специалистов по работе с молодежью (приняли участие 3 650 человек); — 26 секций руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ в рамках зональных (выездных) совещаний в федеральных округах (1640 человек); — 2 всероссийских совещания руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации (150 человек из 72 регионов); — 7 межрегиональных семинаров и совещаний по вопросам повышения квалификации специалистов по работе с молодежью (313 человек); — конкурс проектов и программ (117 конкурсных работ из 53 регионов) в области региональной организации переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, мониторинговое исследование по анализу структур и кадрового состава органов и учреждений по молодежной политике регионального и муниципального уровней; — 23 вуза получили лицензию на осуществление образовательной деятельности по государственному стандарту высшего профессионального образования «Организация работы с молодежью».
В 2004 г. завершена разработка Концепции информационного обеспечения молодежи и формирования единого молодежного информационного пространства Российской Федерации — единственного нормативного документа федерального уровня, определяющего основные направления удовлетворения информационных потребностей молодежи России, и разработан план мер по ее реализации.
Подготовлен и издан очередной государственный доклад Правительству РФ «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации».
К наиболее значимым мероприятиям, посвященным проблемам организации работы с молодежью, можно отнести следующие. Всероссийский конкурс моделей организации студенческого самоуправления, по итогам которого звания лауреатов и дипломантов присвоены 38 участникам.
Всероссийский форум молодых парламентариев, состоявшийся 24-28 марта в Новосибирске. В его работе приняли участие 150 человек из 36 субъектов Российской Федерации.
17-18 ноября 2004 года в г. Томске прошел II Всероссийский студенческий форум. Делегатами форума были лидеры студенческого самоуправления учреждений высшего и среднего профессионального образования, представители студенческих профсоюзных и общественных объединений, органов по делам молодежи субъектов РФ, а также Российского Союза ректоров вузов, Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Всего в работе форума приняли участие около 1000 делегатов из 72 субъектов РФ.
Были подведены итоги выполнения резолюции I Всероссийского студенческого форума, обсуждались вопросы качества образования и студенческой науки, занятости студентов и деятельности студенческих отрядов, студенческого самоуправления, конкурентоспособности молодежи и т.д. По итогам работы II Форума принята резолюция.
В 2004 году более чем в 60 субъектах РФ прошли региональные этапы Всероссийского конкурса «Лидер XXI». С 5 по 11 декабря 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялся финал конкурса, в котором участвовали 85 представителей из 34 субъектов РФ, 2 межрегиональных и 2 региональных детских и молодежных общественных объединений.
Дополнительное образование
В 2004 году большое внимание уделялось развитию системы воспитания и дополнительного образования детей. Обеспечена подготовка материалов коллегии Минобрнауки России 6 октября 2004г. «О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей». По итогам выполнения решения коллегии были организованы и проведены в федеральных округах с участием представителей Минобрнауки России и Рособразования семинары-совещания для руководителей и специалистов органов управления образованием субъектов РФ, руководителей государственных учреждений дополнительного образования детей (свыше 1000 участников). Указанные семинары-совещания прошли в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Пензе, Челябинске, Белгороде, Ростове-на-Дону при поддержке и активном участии руководителей областных администраций. Готовятся к публикации итоговые материалы, которые будут направлены в органы управления образованием субъектов РФ для использования в практической работе.
Активно осуществлялось программно-методическое обеспечение системы воспитания и дополнительного образования детей по дополнительным образовательным программам различной направленности (подготовка сборников, методических пособий).
Проведена аттестация детских образцовых коллективов, по итогам которой подготовлен проект приказа Рособразования.
Федеральные программы
В рамках реализации Рособразованием функций государственного заказчика по ряду федеральных целевых программ практически всеми управлениями проведена большая работа.
В ходе реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» проведены следующие мероприятия: всероссийские профильные (тематические) смены для воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадетских учреждений; профильные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение реабилитационным оборудованием и автотранспортом учреждений системы образования (специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, кадетских школ и кадетских школ-интернатов).
В частности, обеспечены следующие поставки: — автобусы ПАЗ — 20 шт., для специальных образовательных учреждений закрытого и открытого типа; — микроавтобусы — 70 шт., для центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи; — тракторы — 5 шт., для специальных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой.
Всего в отчетном году осуществлена поддержка материально-технической базы 95 образовательных учреждений из 60 субъектов РФ.
Положительные результаты, достигнутые в ходе реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2004 году, убеждают в том, что данная деятельность востребована обществом, значима для происходящих в стране изменений, эта работа требует своего продолжения на государственном межотраслевом уровне с соответствующим финансированием.
В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» приоритетными направлениями в 2004 году явились: — разработка действенного механизма реализации прав одаренных детей через их материальную и моральную поддержку путем установления системы государственных грантов (стипендий); — развитие новых возможностей выявления и поддержки одаренных детей в разных областях знаний, спорта, культуры и искусства через систему федеральных и международных мероприятий в целях дальнейшего роста творческого и интеллектуального потенциала России; — создание социально-педагогических условий, способствующих развитию одаренных детей, их профессиональному и личностному самоопределению; — поддержка и развитие сети образовательных учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми.
Всего в отчетном году 100 образовательных учреждений различных типов и видов (общего образования, дополнительного образования детей, школ-интернатов для одаренных детей) из 80 субъектов РФ получили компьютерные дизайн-студии, лингафонные кабинеты, звуковое и световое оборудование для сцены. Все они на протяжении многих лет готовят победителей и призеров всероссийских и международных предметных олимпиад и конкурсов, являются базовыми площадками по отработке методик и педагогических технологий работы с одаренными детьми.
Проведен ряд значимых мероприятий, участие в которых приняли свыше 6 тысяч школьников: — VI международная научно-техническая конференция по учебно-исследовательской деятельности учащихся «Старт в науку» на базе Заочной физико-технической школы при МФТИ; — V всероссийская дистанционная олимпиада юных журналистов; — всероссийская научно-техническая олимпиада «Созвездие», посвященная проблемам исследования космоса; — всероссийская дистанционная олимпиада юных математиков, всероссийский конкурс исследовательских работ школьников им. В. Вернадского и др.
В мероприятиях Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Адрес детства — Россия» участвовали свыше 5 тысяч одаренных в области художественного творчества детей из 78 субъектов РФ.
Проведены 5 тематических творческих смен в детских оздоровительных лагерях для одаренных в различных областях знаний, культуры и спорта детей.
ХVII Всероссийский слет юных техников и изобретателей собрал 400 одаренных в области технического творчества детей на базе детского оздоровительного центра в Краснодарском крае. В рамках слета прошла защита авторских изобретательских проектов, демонстрация достижений юных авиамоделистов, судомоделистов и др.
Во Всероссийском слете патриотических клубов, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие 1000 подростков (в основном, мальчики) из 68 субъектов РФ, на протяжении нескольких лет занимающиеся в военно-патриотических клубах и достигшие больших успехов в области военно-прикладных видов творчества, которых можно по праву назвать будущей военной элитой России.
В рамках раздела Программы «Развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми» проведено 2 потока специализированных курсов по работе с одаренными детьми на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, в работе которых приняли участие 100 педагогов — авторов образовательных программ по развитию различных видов детской одаренности из 40 регионов. В рамках учебной программы курсов состоялись выступления ведущих ученых-психологов, разрабатывающих проблемы детской одаренности, педагогов-практиков, знакомство с образовательными учреждениями различных типов и видов, использующими инновационные методики работы с одаренными детьми.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.2004г. № 459 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам реализации федеральных целевых программ в области образования» Федеральному агентству по образованию были переданы функции государственного заказчика по следующим программам:
«Федеральная программа развития образования (2000-2005 гг.)»;
«Русский язык» на 2002-2005 годы;
«Молодежь России (2001-2005 годы)»;
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»;
«Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»;
«Дети России» на 2003-2006 годы (подпрограммы — «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды»).
Для обеспечения их реализации Управление программ развития в сфере образования подготовило акты передачи государственных обязательств упраздненного Министерства образования РФ Федеральному агентству по образованию, которые были согласованы и утверждены руководством Минобрнауки России:
По акту от 16.08.04 в части, касающейся обязательств по заключенным упраздненным Министерством образования РФ контрактам, принято 799 государственных контрактов и договоров передачи обязательств. Из них на момент передачи были полностью профинансированы 227, имелся непрофинансированый остаток по 572.
Передано обязательств по 43 незавершенным конкурсам на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, объявленным Минобразованием России, на сумму 730 062 203,25 рубля.
По акту от 19.08.04 в части, касающейся обязательств упраздненного Минобразования России по федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.», объем переданных обязательств составил 178 371 036,0 рублей, в том числе:
по 277 заключенным контрактам — на сумму 86 122 036 рублей;
по протоколам конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, проведенных упраздненным Минобразованием России, — на сумму 92 249 000,0 рублей.
По акту от 25.08.04 в части, касающейся обязательств упраздненного Минобразования РФ по 52 конкурсам на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, объявленным Министерством образования РФ, передано обязательств на сумму 323 200 000 рублей.
По акту от 28.08.04 в части, касающейся обязательств упраздненного Минобразования России по финансированию строек и объектов за счет государственных капитальных вложений, переданы обязательства по 201 контракту на сумму 1 821 350 000 рублей.
Всего принято гособязательств по 1404 госконтрактам на сумму 6 млрд. 356 млн. рублей, в том числе обязательств по незавершенным конкурсам — на сумму 5 млрд. 662 млн. рублей.
Для обеспечения функций государственного заказчика было заключено 1404 дополнения о перемене лиц в обязательствах к заключенным с Минобразованием России государственным контрактам.
На основании 43 протоколов по незавершенным Минобразованием России конкурсам было заключено 210 государственных контрактов.
Внесены более 50 изменений в конкурсную документацию с учетом мнений экспертной комиссии по анализу принимаемых обязательств упраздненного Минобразования России.
Для обеспечения выполнения предусмотренных программных мероприятий Рособразованием было объявлено 70 новых конкурсов.
Подготовлено 99 распоряжений о наделении полномочиями конкурсных комиссий по принятию решений о победителях конкурсов.
Созданы 16 конкурсных комиссий, в которых были задействованы 177 человек — представителей Федерального агентства по образованию, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по науке и инновациям, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России. По итогам работы было подготовлено 178 протоколов.
С целью осуществления координации конкурсных комиссий, внутреннего контроля за выполнением конкурсных процедур распоряжением от 15.09.2004 № 3715 была создана Центральная конкурсная комиссия (ЦКК) Федерального агентства по образованию. В ее состав вошли представители Минобрнауки России, Рособразования. За истекший период ЦКК провела два заседания, на которых рассмотрела вопросы текущей деятельности конкурсных комиссий и определила перспективы их работы на 2005 год.
Было подготовлено и утверждено 66 документов об изменениях и дополнениях, вносимых в конкурсную документацию открытых конкурсов.
На участие в конкурсах было подано 358 заявок. По результатам их анализа подготовлено 3594 экспертных заключения. К работе по экспертизе заявок было привлечено 357 экспертов.
Издано 88 распоряжений о выделении ассигнований из федерального бюджета по заключаемым государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
По результатам проведенных конкурсов было заключено 319 государственных контрактов.
Одновременно проводилась работа с субъектами РФ по заключенным ранее соглашениям о сотрудничестве по проектам в рамках реализации программ развития в сфере образования. За истекший период было заключено 176 дополнений к указанным соглашениям по следующим проектам: — «Компьютеризация сельских школ Российской Федерации — 2004» и «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» на условиях софинансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов по заключенным упраздненным Министерством образования РФ многосторонним договорам — 100 дополнений; — «О сотрудничестве по подключению школ (учреждений основного общего образования) субъектов РФ к сети Интернет» на условиях софинансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов по заключенным упраздненным Министерством образования РФ многосторонним договорам — 19 дополнений; — «Поставка спортивного оборудования и инвентаря для нужд учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования РФ» — 57 дополнений.
В рамках проектов по компьютеризации сельских школ и поставке компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации было поставлено 49099 компьютеров для учеников, 15618 компьютеров для учителей, 35812 принтеров, 8066 мультимедийных проекторов и 10165 источников бесперебойного питания, 30 470 рабочих мест библиотекаря и 28289 комплектов медиатеки, включающей 17 наименований электронных учебных изданий.
83 из 89 субъектов РФ приняли участие в реализации проектов на условиях долевого участия.
В качестве итога проведенной работы следует отметить, что если три года назад 1 компьютер приходился в среднем на 250 учеников, то сейчас этот показатель составляет 1 компьютер на 85 учащихся.
Были осуществлены поставки компьютерной техники в вузы педагогического профиля (161 комплект мультимедиа-лингафонных классов), на факультеты повышения квалификации образовательных учреждений (81 комплект компьютерных классов) и в институты повышения квалификации сферы образования (70 комплектов оборудования).
Большая работа проведена по подготовке материалов для рассмотрения на коллегии Минобрнауки России приоритетных направлений и проектов по реализации программ развития в сфере образования на 2005 год, а также Концепции Федеральной целевой программы развития образования и ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы.
В соответствии с установленными сроками подготавливались ежемесячные и ежеквартальные статистические отчеты о ходе реализации программ в Минэкономразвития России, Федеральное агентство по статистике и Минздравсоцразвития России.
В целях формирования согласованной политики в области развития и использования информационных и коммуникационных технологий в сфере образования подготовлен и подписан совместный приказ министра образования и науки РФ и министра информационных технологий и связи РФ от 31 августа 2004 года № 45/10 об образовании Межведомственного координационного совета по информатизации системы образования.
Одной из главных задач совета является согласование мероприятий по информатизации системы образования, проводимых в рамках федеральных целевых программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)», «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и проекта «Информатизация системы образования», финансируемого из средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Состоялось два заседания совета, на которых, в частности, были одобрены технические задания на проекты: «Развитие телекоммуникационной инфраструктуры сферы образования» и «Стратегия развития единой образовательной информационной среды сферы образования на среднесрочную перспективу».
Реализация первого проекта создаст технологическую основу для развертывания сети удаленного доступа школ России, позволит снизить расходы на ее развитие и эксплуатацию за счет унификации применяемых технических решений и построить эффективную транспортную подсистему для обеспечения преподавателям и учащимся городских и сельских школ равных возможностей для доступа к информационным образовательным ресурсам.
В рамках второго проекта будет проведен комплексный анализ текущего состояния информатизации сферы образования, изучен международный опыт использования информационных ресурсов в сфере образования и сформирован комплекс мероприятий и проектов по развитию единой образовательной информационной среды с указанием сроков, этапов их выполнения, форм, источников и объемов их финансирования, а также планируемых результатов их реализации.
По материаллам сайта Учительская газета.