Диплом по рыночной цене
Опубликовано 29 марта 2005Желание авторов образовательной реформы увеличить софинансирование обучения студентов и школьников за счет семейных бюджетов по-прежнему наталкивается на стойкое неприятие россиянами платных услуг в этой сфере. Как показал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство наших соотечественников довольно негативно оценивают предложения оплачивать приобретаемые знания из своего кошелька. Правда, многие, возмущаясь и вспоминая Конституцию, все же платят.
Социологи ВЦИОМ выяснили, что без колебаний о способности семейного бюджета вынести еще и плату за обучение детей или свое собственное заявили лишь 18% респондентов. Еще 21% опрошенных утверждают, что готовы пойти на это в случае крайней необходимости. Если учесть, что, судя по ответам 1500 респондентов в 40 российских регионах, в реальности с платными услугами в сфере образования сталкивалось до 40% населения страны, приблизительно для пятой части россиян "крайняя необходимость" уже наступила.
Собственно, это скрытое или явное недовольство и портит всю картину для реформаторов образования, которые часто в своих выступлениях отмечают постепенное увеличение доли россиян, соглашающихся с капитализацией дипломов и аттестатов, - еще несколько лет назад любое упоминание о платном образовании вызывало лишь очередную вспышку праведного народного гнева. Сегодня же результаты опроса социологов показывают, что негативное по большей части отношение общества к планам привлечения в образовательную сферу "родительских" рублей объясняется не только низкими доходами. В семьях с подушевым месячным доходом 5 тыс. руб. не слишком различается количество тех, кто готов платить без оговорок (37%), и тех, кто будет софинансировать обучение лишь в крайнем случае (31%).
Однако нежелание пользоваться без острой нужды платными услугами можно объяснить еще и уровнем их качества. Из 40% россиян, прибегавших за последний год к услугам репетиторов, платных курсов, школ или вузов, лишь четвертая часть (9%) называет качество обучения высоким. Остальные предпочитают использовать скорее негативные оценки и говорят о среднем (20%) или вовсе плохом (11%) качестве платного образования. Причем в семьях с высокими по российским меркам доходами (то есть у наиболее перспективных клиентов) неудовлетворенность качеством обучения за деньги проявляется чаще и резче. Хотя на лояльность именно среднего класса и делают ставку авторы образовательной реформы.
По материаллам сайта Время новостей.