Поволжский Образовательный Портал

Сергей Мазуренко: "Знания у нас есть. Надо превратить их в деньги"

Опубликовано 04 апреля 2005

Необходимость формирования инновационной модели экономики, переход от сырьевой экономики к экономике знаний - первая тема многих совещаний на самом высоком уровне. Постоянно призывает к инновационной активности, к обращению знаний в капиталы президент РФ. Осмыслить проблему - полдела. Для России всегда было сложнее перейти от слов к реальному делу, тем более что исторически у нас существует глубокий провал между наукой и коммерцией. Но впервые в России появилось госучреждение, в название которого введено знаковое слово "инновации". Об уже сделанных шагах и намеченных путях повышения коммерческой активности государственных научных центров (ГНЦ) и построения инновационной экономики руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко беседует с обозревателем Сергеем Лесковым.

известия: В России 58 ГНЦ, в них работает 80 тысяч человек. Ученые ГНЦ получают 30% государственных наград в области науки и техники. И полная неразбериха: ГНЦ разбросаны по полутора десяткам ведомств. В указе президента о создании ГНЦ в 1993 году перед ними поставлены одни задачи, а в 2002 году в "Основах научной политики" указаны уже другие цели. ГНЦ подчиняется, с одной стороны, ведомству, с другой - Министерству имущественных отношений, с которым учреждение каждого СП согласовывает, с третьей - Министерство образования и науки, которое наполняет научный бюджет. О какой же единой стратегии может идти речь?

Сергей Мазуренко: Я вовсе не являюсь кадровым чиновником, в министерство пришел три года назад. Много лет работал в ГНЦ НИИ физических проблем в Зеленограде, вырос до научного руководителя, заведующего кафедрой МИЭТ. И потому описанные вами проблемы понимаю с обеих сторон. В 1990-х годах перед государством, когда бюджет опустел, стояла цель: сохранить научные коллективы. Это был режим консервации науки, когда поддерживались организации. При переходе к инновационной экономике такой режим оказывается неэффективным. Необходимо поддерживать не НИИ, а конкретные проекты, привлекательность которых выясняется не чиновниками, а на открытых конкурсах. Не надо сокращать число ГНЦ или увеличивать его, как хотели в иных ведомствах при прежней схеме. Ведомства должны определить число ГНЦ в соответствии с поставленными задачами. Проявлением новой стратегии стал нынешний бюджет, в котором отсутствует привычная единая статья о финансировании науки, то есть научных организаций. (РАН теперь идет отдельной строкой). Вместо этого появились строки о научно-исследовательских работах по общегосударственным задачам, которые финансируются через Минобрнауки, и о работах, направленных на решение конкретных отраслевых задач и финансируемых соответствующими ведомствами. Так совершен переход к программно-целевому финансированию конкретных проектов, которые должны заканчиваться коммерческим результатом - созданием наукоемкой продукции, востребованной рынком.

Согласно концепции реформирования ГНЦ, каждая организация должна стать отраслевым генератором знаний, ориентированным на прикладные исследовательские задачи, вплоть до коммерциализации идей и технологий. Кроме того, ГНЦ - головная научная организация, которая занимается средне- и долгосрочными прогнозами развития своего сектора экономики, налаживает связь с академической и вузовской наукой, осуществляет функции координирующей организации - вплоть до кадровой политики и количества студентов в вузах по специальностям. Словом, задачи и ответственность ГНЦ возрастают намного. ГНЦ в условиях инновационной экономики превращаются в мозговой штаб отрасли.

известия: Директоры ГНЦ взывают: по закону за счет производства наукоемкой продукции может формироваться не более 30% их бюджета. А посягательства на льготы, которые дает статус научной организации, не прекращаются.

Мазуренко: Согласен, соотношение 70:30 объективно тормозит развитие инновационной деятельности. Оно было введено, чтобы ГНЦ не занимались коммерцией, не связанной с их основной деятельностью. Но если речь о коммерциализации научных результатов, никаких ограничений быть не может. Это вопрос качественного мониторинга со стороны государства. Сейчас идет обсуждение отмены устаревшего соотношения 70:30. Льготы на имущество и на землю для научных организаций очень важны. В 2003 году эти льготы позволили ГНЦ сохранить у себя около 3 млрд руб., а от Минпромнауки поступило около 1 млрд руб. Поэтому директоры говорили: льготы важнее денег.

По программе, финансируемой агентством, сегодня проводятся открытые конкурсы проектов, в которых могут принимать участие любые научные организации, не только ГНЦ. Конкурсы проводятся по 6 направлениям: науки о жизни, нанотехнологии, энергосберегающие технологии, информационные технологии, рациональное природопользование, борьба с терроризмом. Конечно, большинство работ сегодня носит междисциплинарный характер. Решения на каждом направлении выносит рабочая группа, составленная из самых авторитетных специалистов. Во главе всей пирамиды стоит научно-координационный совет во главе с министром.

известия: В 1960-е годы нобелевский лауреат Петр Капица написал Алексею Косыгину письмо о необходимости внедрения в народное хозяйство научных достижений. То есть, говоря современным языком, об инновационной деятельности. Но дело не сдвинулось. В письме было такое наблюдение: для того чтобы сделать научное открытие, необходимо 100 лет, чтобы создать на его базе новую технологию, надо 10 лет, чтобы наладить производство - 1 год. А вот средства распределены в обратной пропорции 1:10:100. В нашей стратегии учитываются эти факторы?

Мазуренко: Не так давно за открытие туннельного эффекта была присуждена Нобелевская премия. Это фундаментальное достижение позволило создать в США фирму по производству зондовых микроскопов, в которую было вложено 50 тыс. долл. Через пару лет фирму продали за 300 млн долл. Это классический пример инноваций и венчурных механизмов. В России еще предстоит создавать фонды, которые позволили бы компаниям получать стартовое финансирование, венчурные фонды и т.д.

Наладить цепочку от научного открытия до коммерческого продукта непросто. С 1 января 2005 года в министерстве начали проводиться конкурсы. На каждый проект имеется от 5 до 20 претендентов - не только ГНЦ, но и любые научные организации, включая вузы. Для создания сквозного технологического коридора решено проводить конкурсы в трех базовых блоках. Первый - блок генерации знаний: объявлено 325 конкурсов примерно по 5 млн руб. Второй - блок разработки технологий: 270 проектов примерно по 8 млн руб. Третий - блок коммерциализации: 15 инновационных проектов государственного значения по 120 млн руб. Во 2-м блоке имеется 350 вакансий по составлению бизнес-планов и поддержанию патентов по 500 тыс. руб. А в 3-м блоке - 40 венчурных проектов по 8 млн руб. Общая государственная программа - это 7,5 млрд руб., что гораздо выше финансирования данных программ в прежние годы, когда шла поддержка организаций, а не проектов. Подводить итоги конкурсов еще рано: от объявления до выявления победителя проходит 100 дней.

У государственных научных центров появилась возможность зажить гораздо интереснее и богаче. Но для этого надо научиться работать по-новому. Знания у нас есть. Надо научиться обращать знания в деньги.

Ведомственная принадлежность ГНЦ РФ по состоянию на 15 марта 2005 года Наименование федерального органа исполнительной власти Количество ГНЦ Роснаука 10 Росгидромет 2 Роснедра 2 Ростехрегулирования 2 Росатом 6 Роспотребнадзор 2 РАН 1 РАСХН 2 Роспром 21 Минздравсоцразвития 3 Росстрой 2 Акционерные общества 2 Ведомственная принадлежность не определена 3 Итого: 58 Сергей Лесков.

 

Другие матералы рубрики: