Нынешний год принесет в систему образования немало новшеств
Опубликовано 07 апреля 2005Старт региональным изменениям дал федеральный закон о разграничении финансовой ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. И в области уже началась "самостоятельная работа".
Серьезные перемены ждут систему начального профессионального образования. Бывшие федеральные образовательные "кузницы кадров" переходят под крыло областного управления образования. Депутаты областной Думы приняли необходимые правовые акты, касающиеся учреждений начального профобразования. В первую очередь, речь в этих нормативных документах идет о финансировании, о мерах социальной защиты учащихся и преподавателей. Мера оказалась весьма своевременной - при отсутствии нормативной базы все эти учреждения могли бы оказаться под угрозой закрытия.
Важное нововведение - возможность влиять на набор учащихся с учетом потребности областного рынка. Сегодня, к примеру, поваров и кассиров выпускается в два раза больше, чем надо. А токарей - в три раза меньше. Этот перекос уже привел к кадровому голоду крупных предприятий области. Большинство из них постепенно освобождается от пут экономического кризиса, начинает развивать производство, проводить реконструкцию цехов и модернизацию основных фондов. На рабочих местах им нужны грамотные ребята, умеющие управлять станками с ЧПУ, с электроникой. По словам начальника главного управления образования Якова Львовича, выпускникам учреждений начального образования до сих пор в основном присваивают низкие квалификационные разряды. Заводам приходилось тратить время и деньги на их доучивание - "за спинами профессионалов". Рыночная практика заставляет и обучать, и спрашивать с учеников по полной программе еще в училищах. Но при этом должно не уходить обязательное - образование по программе средней школы, воспитание достойных граждан страны, возможность дать профессию сиротам.
Обучить не только азам, но и премудростям профессии можно только при современной материальной базе училищ. В мастерских для подрастающих токарей и фрезеровщиков должны стоять не допотопные станки двадцатилетней давности, а агрегаты последнего поколения. Стоимость их, как известно, достаточно высока, и у главного управления нет возможности обновить машинный парк всем и сразу. Решено пойти по пути укрупнения училищ и укрепления их материальной базы. Учащиеся могут обучаться в разных зданиях и даже районах одного города, важно, что процесс пойдет по одному плану, а практиковаться подростки будут в хорошо оснащенных мастерских. Таким образом, вкладывая деньги в станки и механизмы, главное управление образования на самом деле вложит их в подростков. Выпускник училища станет получать не второй, а третий, четвертый разряд, и отношение на заводе встретит более уважительное.
Изменения в коснутся также и системы финансирования общего среднего образования. Дело в том, что с нынешнего года установлено подушевое финансирование школ. Иными словами, деньги пойдут за учениками, и задача управленцев - точно высчитать нагрузку на педагогов с учетом нормы и типа образовательных учреждений - школ, лицеев, гимназий. Средства пойдут не только из областной казны - муниципальные содержать придется районным администрациям, и при этом тоже ни в чем не ущемлять ни детей, ни педагогов.
Финансовая свобода директоров школ, на первый взгляд, даст наконец-то им свободно дышать - опытному руководителю не составит труда правильно распределить причитающиеся деньги, выделяя главное. А неопытному? Придется, видимо, прежде всего, учиться на своих и чужих ошибках. Родители школьников всерьез опасаются, что многие директора пойдут по пути наименьшего сопротивления - сократят ставки психологов, социальных работников, кружковую работу. При нынешнем разгуле преступности и наркомании это было бы крайне нежелательным.
О следующем новшестве, которое тоже вводится с 2005 года, учителя мечтали давно - о равных стартовых возможностях первоклашек. Трудно держать интерес на уроке десяток-другой малышей, если часть из них прекрасно читает и умеет складывать простые числа, а другие впервые знакомятся с алфавитом и счетом. Подтягивать детей в малышовом возрасте до равного уровня развития помогут не только в детских садах, но различных подготовительных группах при школах. В последнее время организованных дошколят мало - до 48 процентов. Следовательно, один год предшкольного обучения будет для оставшихся вне детского сада обязательным.
С учетом этого дополнительного периода обучения школьный процесс получит право считаться двенадцатилетним. По словам Я.Львовича, это преобразование необходимо, чтобы удовлетворить те требования, которые предъявляются к современному образованию. Дело еще и в том, что в школах начнется повсеместная предпрофильная подготовка девятиклассников и полномасштабная профильная - для учеников 10-11 классов. На первый этап отведут сто ученических часов. Класс подростков-девятиклассников разделят на подгруппы и станут преподавать азы профессий, а в случае, если в параллели несколько классов, то придется создавать межклассовую подготовку. Программа для старшеклассников подразумевает более разумный выбор профессии и освоение основ в пределах, достаточных для самостоятельной работы. После школы многие постараются поступить учиться дальше, но опыт показывает, что чаще кормит и первая профессия.
Итоговая государственная аттестация придется, как и раньше, на девятый и выпускной классы. В области и в 2005 году продолжится отработка эксперимента с Единым государственным экзаменом, но с той разницей, что по обязательному предмету - математике - будет разрешено по желанию учеников сдавать экзамен и в привычном порядке, по-старому. В последние годы сформировалось недовольство педагогов, выпускников и их родителей системой оценок претендентам на "золотую" медаль. Объективности ради, отныне экзамены эти юноши и девушки будут сдавать в отдельном пункте, результаты проверят не свои учителя, а специальная комиссия, состоящая из педагогов других школ.
По материаллам сайта Rambler mass media.