Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко прокомментировал решения, принятые на X конференции министров образования государств - участников СНГ, и ответил на вопросы журналистов
Опубликовано 07 апреля 2005Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, итогом конференции стало принятие двух основных документов: 1. «О единых паспортах научных специальностей для государств – участников СНГ и проектах модельных актов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации научно-педагогических работников»; 2. «О рекомендациях по согласованию критериев, технологий мониторинга контроля качества образования государств – участников СНГ».
Первый документ утвердил в качестве базовых паспорта научных специальностей, разработанные ВАК Российской Федерации. Разработку модельных актов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации научно-педагогических работников, предложено продолжить российскому и казахскому министерствам. Второе решение одобрило рекомендации по согласованию критериев, технологий мониторинга контроля качества образования и рекомендовало их к практическому применению.
А.Фурсенко заявил, что видит в решениях конференции возможность повысить контроль над качеством образования, вводя единые требования. «Я считаю, что от установления высокой планки качества выигрываем мы все, – сказал он. – Улучшая подготовку специалистов, мы делаем их самих и нашу экономику более конкурентоспособной». Министр призвал не бояться миграции квалифицированных кадров, а создавать привлекательные рабочие места. Он отметил, что в Россию и другие страны СНГ возвращаются выпускники престижных учебных заведений мира, понимая, что экономики многих стран Содружества - «одни из самых интересных и растущих в мире».
Болонский процесс А.Фурсенко назвал попыткой Европы повысить свою конкурентоспособность в экономическом соревновании с другими регионами мира. Эта попытка интересна не своими внешними формами, а поиском эффективных способов улучшить профессиональную подготовку. Те же процессы запущены в образовательном пространстве стран СНГ. Это позволяет пользоваться опытом Болоньи, но не слепо, а в той мере, в какой это действительно поможет обучать высококлассных специалистов.
Чтобы объединить образовательное пространство Содружества, «мы должны понимать подходы друг друга к оценке качества», - подчеркнул А.Фурсенко. Он привел в пример проверки, проведенные в российских вузах, многие из которых продемонстрировали низкое качество образовательных услуг. «Это обратная сторона быстрого расширения сферы высшего образования - проблема, которая затронула не только Россию».
По замечанию Министра, слабые вузы сопротивляются эффективному контролю качества, ссылаясь на состояние образовательных систем соседей по СНГ. Поэтому единство подходов на всем образовательном пространстве Содружества пойдет на пользу всем государствам - участникам. Укрепить такое единство нельзя, опираясь на одни административные методы. «Для нас очень важно довести до общественности и образовательного сообщества единую позицию государств- участников СНГ», - сказал Министр.
С точки зрения А.Фурсенко, рост числа людей с высшим образованием - позитивная тенденция, пока она не порождает, по выражению Министра, «проблему обманутых ожиданий». Плохо обученный специалист не занимает того места в жизни общества, на которое рассчитывает как человек с дипломом о высшем образовании в кармане. Чтобы эта ситуация не стала типичной, нужно прогнозировать рынок труда, шире информировать абитуриентов и их родителей о том, какие специальности будут востребованы через 5-7 лет, и следить за тем, чтобы подготовка специалистов велась на высоком современном уровне.