На Российском образовательном Форуме прошел круглый стол для журналистов «Механизмы реализации приоритетных направлений развития образования на 2006-2010 годы»
Опубликовано 26 апреля 2005На обсуждение были вынесены четыре направления, которые представители федеральных органов власти считают на сегодня приоритетными. А именно: развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
На круглом столе присутствовали: глава департамента государственной политики образования Министерства образования РФ Исаак Калина и его заместитель Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Самарской области Виктория Прудникова, директор Центра образования «Царицино» Ефим Рачевский, ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, заместитель руководителя координационной группы по профильному обучению Анатолий Пинский, член Генерального совета ООО «Деловая Россия» Николай Брусникин, руководитель комитета по кадрам и образованию Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Роман Самсонов, проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник, проректор СПбГУ Вадим Касевич, эксперт Национального Фонда Подготовки Кадров (НФПК) Олег Лебедев, а также журналисты ведущих федеральных общественно-политических и деловых СМИ, педагогической прессы, представители телевизионных каналов, газет и журналов из 22 регионов России.
Обсуждение началось с вопроса взаимодействия сферы бизнеса и образования. Журналистов интересовало, насколько готово бизнес-сообщество вкладывать средства в образование и влиять на стандарты профессионального образования. В ходе обсуждения этих вопросов было отмечено, что главное препятствие для участия бизнесменов в образовательной политике – отсутствие реальной поддержки со стороны государства. Как заметил Николай Брусникин, сегодня бизнес заинтересован в поддержке образования: работодатели понимают, что готовить кадры нужно заранее, и за последний год целый ряд крупных компаний выступил с инициативой создания корпоративных университетов. Однако для того, чтобы образовательная сфера стала привлекательной для инвестиций, нужны системные механизмы поддержки таких начинаний, а они пока не сформированы.
При обсуждении проблемы взаимодействия бизнеса и образования встал вопрос, насколько востребованы работодателями бакалавры. Региональные журналисты выразили беспокойство в связи со слухами о том, что вторая ступень высшего образования – магистратура – станет платной, а бакалавров работодатели «не будут воспринимать всерьез».
Высказываясь по этой проблеме, Борис Рудник убежденно заявил, что многоуровневая система образования более гибка и эффективна, чем традиционная. Идя в вуз, абитуриент нацелен на пятилетнее обучение, но в процессе учебы он начинает подрабатывать и учится уже не так хорошо. Целесообразнее будет отучиться три-четыре года, пойти поработать, а затем, если возникнет необходимость, доучиться, сказал Рудник. Коллегу поддержал Вадим Касевич. Он заметил, что в США большинство людей имеют степень бакалавра, и экономика страны от этого не страдает. С другой стороны, эксперты согласны с тем, что некоторые специальности требуют непрерывной фундаментальной подготовки.
Обсуждение коснулось вопроса инвестиций в учреждения начального и среднего профессионального образования. Сейчас 70-80% затрат на учреждения НПО и СПО идут не на образование, а на социальную защиту, напомнил Александр Адамский. Регионы, в которых финансирование этой сферы было переведено на местный уровень, уже поняли, как распределять средства более эффективно. Один из таких регионов – Самарская область, где целый ряд НПО и СПО работает на экономику региона, сообщила Виктория Прудникова. Она высказала мнение, что «до тех пор, пока начальное и среднее профобразование не станет ресурсом экономического развития, эта система будет восприниматься как социальный приют». Подготовка специалистов должна осуществляться с учетом рабочих мест заранее, считает Прудникова. Однако для этого, отметила она, необходимы соответствующие дополнения в федеральном законодательстве.
Самые эмоциональные выступления вызвала проблема качества образования. Как заметил Олег Лебедев, качество образования сегодня не определяется только школьной программой. Ребенок должен получить право на дополнительное образование, и только на родителей перекладывать эту заботу нельзя – иначе возможности детей из семей с разными доходами окажутся неравными.
Остро стоит проблема социализации и воспитания учеников. Виктория Прудникова напомнила о показателях международного исследования PIZA, по которому российские школьники находятся на очень низком уровне компетентности: они много знают, но не владеют практическими навыками. Участники дискуссии и эксперты единодушно согласились с тем, что современная школа не готовит детей к жизни, и что эта проблема не решаема без изменения самого подхода к общему среднему образованию.
Резюмировал обсуждение Ефим Рачевский, заметивший, что главная проблема качества образования – в том, что образовательная общественность «не хочет знать правду о школе». «Утверждая, что наше образование лучшее в мире, мы уподобляемся врачу, который успокаивает больного тем, что его «свинка» - самая лучшая «свинка» в мире. Мы никуда не сдвинемся, пока не научимся смотреть на наше образование честно», - сказал Рачевский.
Подводя итоги круглого стола, Исаак Калина призвал экспертов, участников образовательного процесса, журналистов выступать со своими инициативами. Понятие приоритетных направлений в образовании нуждается в постоянном уточнении, и не хотелось бы, чтобы важнейшие решения принимались исключительно сверху, сказал Калина.
Об этом сообщает пресс-центр Российского образовательного Форума.