Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: Цель реформы образования - возрождение интеллигенции
Опубликовано 11 мая 2005Одна из самых шумных общественных дискуссий посвящена реформе образования. В результате споров кристально ясной стала лишь одна истина: в том, как учить и чему учить, разбирается каждый. Раньше считалось, что все разбираются в футболе, теперь - еще и в образовании. Но под звон скрещенных оппонентами шпаг забылось самое главное: почему, собственно, возникла сама идея реформирования отечественного образования, которое десятилетия гордо носило им же самим присвоенный титул лучшего в мире. Этот вопрос стал предметом разговора одного из первых идеологов реформы образования, ректора Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова с обозревателем Сергеем Лесковым
известия: Человек может до невообразимости накачать какую-нибудь трапециевидную мышцу, но в жизни ему это не понадобится. Можно вооружить армию космическими самолетами, но они опять же будут не нужны. Реформа образования имеет смысл только в том случае, если ясно, для какой жизни надо готовить молодых людей.
Ярослав Кузьминов: Если Россия хочет построить современную инновационную экономику и не желает сидеть вечно на сырьевой "игле", то необходимо восстановить Россию как страну интеллигентов. С точки зрения грубой экономики, это необходимое условие экономического благополучия страны. Термин "интеллигент" вызывает вечные споры, но России жизненно необходимы люди с инновационным складом мышления. Такой склад предполагает качественное высшее образование и творческое отношение к труду. В развитых странах таких людей не менее трети населения.
Альтернатива - страна потребителей, которые из образования берут только нужные для трудоустройства навыки. (Меня пару лет назад на лекции спрашивали: за что в этом предмете мне заплатят деньги?) Потребитель с высшим образованием работу рассматривает исключительно как источник дохода, настоящая жизнь для него - в потреблении. Потому и стремится потребитель к знанию-средству, к образованию-диплому. Не наученный создавать новое, он умеет только копировать, выполнять. Для сырьевой экономики этого достаточно: она состоит из компактного зарабатывающего сектора, сектора товаропроводящих сетей и стандартных финансовых услуг. "Винтики" секторов - стандартные "белые воротнички", выполняющие регламенты и живущие ради отпуска.
известия: Россия без интеллигенции, так считается, - как баня без пара. Но мы привыкли связывать интеллигенцию с высокой нравственностью, с оппозицией власти, с тонким внутренним складом, а вы поверяете духовность сухой экономикой.
Кузьминов: Если человек не может удовлетворить базовые потребности и поддержать социальный статус, бессмысленно требовать духовности.
известия: А как же 1930-е годы? Интеллигенция не вымерла, даже народилась новая.
Кузьминов: Разве тогда была альтернатива? Сегодня она есть - бизнес и власть как пылесосом высасывают из вузов и НИИ самых творческих, амбициозных. Творческий труд стимулируется, когда человек обеспечен так, чтобы не испытывать постоянной фрустрации. Но сегодня в образовании происходит потеря профессиональной морали, система деформируется, не выполняет задач, что является неизбежным ответом на долгие годы недофинансирования. Зарплата преподавателя вуза должна быть выше в 4 раза. В Москве и Питере - в 10 раз. Сегодня научной работой занимаются меньше 60 тысяч из 300 тысяч преподавателей вузов. Любой доцент вынужден искать дополнительные заработки, а работа со студентами сводится к автоматическому прочтению лекций.
известия: В советские времена была в ходу присказка: они делают вид, что платят нам, мы делаем вид, что работаем. Но тот, кто работал в образовании, так никогда не говорил. Мне кажется, главная проблема - вовсе не в страшных и непонятных ЕГЭ и ГИФО, а в том, что все больше школ и вузов попадают под действие старой присказки: учащиеся делают вид, что учатся, преподаватели - что преподают.
Кузьминов: ЕГЭ и ГИФО - всего лишь инструменты. Они без ресурсов работать не будут. Псевдообразование будет побеждено только воссозданием среды научного поиска, где "понедельник начинается в субботу". Псевдообразование вытесняет образование даже в хороших вузах. Это неявное знание - мы привыкли к этому, но боимся обобщить. Система образования напоминает решето, через которое люди стараются поскорее проскользнуть. Учебный процесс, приобретение знаний оказывается второстепенной ценностью. Студенты и школьники имитируют учебу, преподаватели имитируют преподавание, и это устраивает все большее число участников процесса.
Надо готовить людей с инновационным складом мышления. И делать это должны преподаватели, которым необходимо самим заниматься научной работой. Но они превратились в скучных почасовиков, которые учат студентов по чужим учебникам, а к творчеству не привлекают, инновационное мышление не прививают, т.к. сами его лишились. Винить людей нельзя, при мизерной зарплате о духовности говорить смешно. При воспроизводстве чужих результатов человек стремится "откосить" от работы или максимизировать личный доход.
Реформа должна качественно повысить уровень финансирования и устранить деформации, которые мешают воспитанию интеллигенции. Школьный учитель должен получать 500 у.е. в месяц, доцент - 1000, доцент с грантами и профессор - 2500. Как только образовательное сообщество увидит материальную выгоду реформы, люди сразу перестанут слушать консерваторов и станут ее сторонниками. Правительству необходимо обнародовать лестницу повышения зарплаты год от года, объяснить, как будет формироваться это повышение, но правительство молчит, как партизан.
известия: От денег никто не откажется, но где их взять, если не изменять грубой экономике, на позициях которой вы стоите?
Кузьминов: Первый источник - госбюджет. Необходимо повысить финансирование образования к 2010 году в 2 раза, эта сфера должна расти в 1,3 раза быстрее ВВП. Сейчас образование получает 3,5% ВВП (со средствами населения - 5,2%), а в развитых странах - 5-6% (со средствами населения - 8-10%). Есть резервы, чтобы поднять бюджет образования до 5% ВВП, учитывая его критическое значение для страны. В 2010 году система "бесплатного" образования должна быть обеспечена не меньше, чем $40 млрд (сегодня - 19 млрд).
Второй источник - частные средства. Сегодня семьи инвестируют в образование 6 млрд долларов, предприятия - меньше 2 млрд. Эти средства возрастут с ростом доходов: вклад семей - в 2,5 раза, предприятий - в 3-4 раза. Всего к 2010 году - около 25 млрд долларов. Увеличение частных вкладов возможно, если применить механизмы, которые работают в экономике. Семьи должны получить доступ к образовательному кредиту, что обеспечит до 10 млрд долларов в год.
Третий источник - внутренние резервы. Прежде всего - ликвидация очевидных потерь: системы перехода "школа - вуз", где остается до $1,5 млрд родительских денег, а также зон массовой имитации образования (до $5 млрд). Есть 4 таких зоны: непрофильные старшие классы школы, общее образование в ПТУ, псевдовузы за $300 в семестр и 4-5-е курсы многих нормальных вузов, где до половины студентов работают и не собираются применять профессиональные знания. И еще эффект демографии: к 2010 году количество 17-летних упадет на 36%. Я не говорил о научных заказах и грантах, которые Минобрнауки предполагает увеличить в несколько раз.
известия: Но каков механизм отсечения псевдообразования? Опять чиновники, опять комиссии?
Кузьминов: Альтернатива - либо экономические механизмы, либо административные. Экономическая модель предлагает финансирование талантливых абитуриентов, чтобы люди сами выбирали вузы и ногами голосовали за качественное образование. Слабые вузы умерли бы тихой естественной смертью. У нас уже есть целые сектора реальной экономики, где конкуренция заставила предприятия работать эффективно. Повторю, преподаватель должен быть творческой личностью с высоким социальным статусом, чего и пытается достичь реформа. Но пока наши вузы вместо питомника интеллигенции превращаются в заведение, где заучивают предметы, чтобы их сдать. Для будущего страны это крайне опасная ситуация.
Сергей Лесков.