Россия занимает третье место среди стран ОЭСР по удельному весу лиц с высшим и послевузовским образованием в экономически активном населении
Опубликовано 12 мая 2005Государственный университет - Высшая школа экономики при участии Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы государственной статистики в рамках по формированию системы мониторинга экономики образования выпустило статистический сборник "Образование в Российской Федерации". В нем использованы данные, характеризующие развитие образования в России в период с начала радикальных экономических реформ до 2003 года, а также информация Федеральной службы по труду и занятости, Организации экономического сотрудничества и развития.
Согласно приведенным в сборнике данным, в 2002-2003 годах «образование» стойко лидировало среди целей формирования населением сбережений. Так, по результатам проводившегося в этот период выборочного обследования потребительских ожиданий населения, сбережения на образование (в том числе детей) формирует от 34-36% населения. Далее следуют сбережения на покупку недвижимости (28-32%), на лечение (27-32%), «на черный день» (24-28%), на отдых (23-27%), на крупные покупки для дома (23-26%), «на старость» (17-19%), на помощь родным и близким (13-15%). Собираются оставить наследство 7-8% респондентов. 2% опрошенных не делают сбережений ни на какие цели.
Изменения валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли «Образование», за последние годы демонстрируют положительную динамику абсолютных показателей. Так, в 2000 году валовая добавленная стоимость составляла 148,4 млрд руб. (2,0% ВВП), в 2001 году - 200,9 млрд руб. (2,2% ВВП), в 2002 году - 314,4 млрд руб. (2,9% ВВП), в 2003 году - 359,7 млрд руб. (2,7% ВВП).
Расходы на образование из средств консолидированного бюджета за этот период выросли с 214,7 млрд руб. (2,9% ВВП) в 2000 году до 475,6 млрд руб. (3,6% ВВП) в 2004 году. При этом из средств федерального бюджета в 2003 году финансировалось 70,8% учреждений системы начального профессионального образования, 54,1% - среднего профессионального и 92,8% - высшего образования. Финансирование дошкольного и общего образования осуществлялось главным образом из местных бюджетов - 82,8% и 79,4% соответственно. В целом средства консолидированного бюджета в системе образования распределялись следующим образом: 58,7% - финансирование из местных бюджетов, 20,3% - из бюджетов субъектов РФ, 21,0% - из федерального бюджета.
Объем платных услуг в системе образования, оказанных населению, вырос с 41,5 млрд руб. (6,9% от общего объема платных услуг населению) в 2000 году до 95,4 млрд руб. (6,7%) - в 2004 году. Инвестиции в основной капитал за этот период выросли с 16,019 млрд руб. до 29,455 млрд руб. При этом доля государственных инвестиций в 2003 году составляла 52,9%, инвестиций муниципальной формы собственности - 25,0%, частной - 3,1%, смешанной российской - 18,2%, иностранной, совместной российской и иностранной – 0,3%, инвестиций общественных и религиозных организаций – 0,1%.
Численность учащихся общеобразовательных школ за период 2000-2003 гг. сократилась с 20,074 млн до 17,323 млн. При этом численность студентов вузов выросла с 4,741 млн до 6,456 млн, аспирантов - с 118 тыс. до 141 тыс., докторантов - с 4,2 тыс. до 4,6 тыс.
В 2002 году по сравнению 1989 годом изменился уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше: существенно снизилось число не имеющих начального образования и увеличилось число граждан со средним профессиональным и высшим образованием. Так, в 1989 году в расчете на 1000 человек населения 65 человек не имели начального общего образования, 179 человек имели полное среднее, 192 человека - среднее профессиональное, 113 человек - высшее. В 2002 году начального общего образования не имели 10 человек, полное среднее имели 175 человек, 272 человека - среднее профессиональное, 160 человек - высшее образование.
По данным всероссийского обследования, проведенного в 2003 году, в образовательных учреждениях по различным причинам не обучаются 40 579 детей в возрасте 7-15 лет. Из них дети в возрасте 7 лет составляют 0,16% от общего числа детей этого возраста, 8 лет - 0,15%. С увеличением возраста число не учащихся в школах детей возрастает. В 15-летнем возрасте образовательные учреждения не посещают 0,46% подростков.
Что касается технического состояния зданий государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, то на начало 2003\2004 учебного года, капитального ремонта требовали 22,7 тыс. учреждений (36,9% от общего числа), из них в аварийном состоянии находилось 2,5 тыс. учреждений (4,1%). Численность учащихся школ, требующих капитального ремонта, составляла 7,065 млн (39,7% от общего числа), в находящихся в аварийном состоянии школах обучалось 697 тыс. (3,9%). Полностью благоустроенными являлись на начало 2003\2004 учебного года являлись 54,9% школ. Из них водопроводом были оборудованы 72,2%, имели центральное отопление 80,6%, канализацию - 59,1%.
С 1999 года вырос уровень информатизации школ. Число школ, оснащенных кабинетами основ информатики и вычислительной техники, выросло с 68,4% на начало 1999\2000 учебного года до 90,6% на начало 2003\2004 учебного года. Численность учащихся в расчете на одну ПЭВМ за этот период снизилась с 59 до 46.
В 2003 году по итогам обследования 1385 вузов 96,4% использовали персональные компьютеры, 16,5% - ЭВМ другого типа. Локальные вычислительные сети имели 76% вузов, электронную почту использовали 78,4%, сеть Интернет – 80,4%, другие глобальные сети - 14,1%, выделенные каналы связи - 37,3%. 48,4% вузов имели свой web-сайт.
В сопоставлении с зарубежными странами по охвату населения основными образовательными программами (по оценке ГУ-ВШЭ) Россия находится на уровне ведущих стран мира в сфере образования (Франция, Великобритания, США, Австралия, Канада) детей и подростков до 18 лет. По уровню охвата детей в возрасте до 4 лет Россия является мировым лидером. По уровню охвата молодежи в возрасте до 20 лет Россия уже несколько уступает ведущим странам мира, опережая, однако, Индию и Китай. Среди 30-летних граждан России образовательными программами охвачено лишь 4,5%. В то время как Канаде обучение продолжают 10,3% населения в возрасте 30 лет, в США - 11,3%, в Великобритании - 19,4%, в Австралии - 21,9%.
В то же время Россия занимает третье место среди стран ОЭСР по удельному весу лиц с высшим и послевузовским профессиональным образованием в численности экономически активного населения. Так, в Норвегии эта доля составляет 27,9%, в США - 27,9%, в России - 22,3%, в Голландии - 22,1%, в Австралии - 20,5%, в Японии - 16,1%, в Германии - 13,8%, во Франции - 13%, Австрии - 7,3%.
В сборнике представлены разделы, содержащие сведения о демографической ситуации, занятости и безработице, образовательном уровне трудовых ресурсов, кадровом потенциале основных отраслей производства и сферы услуг (включая отрасль “Образование”), а также о трудоустройстве выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В нем содержатся данные государственной статистики, характеризующие основные макроэкономические показатели отрасли “Образование”, объемы государственного финансирования образования, динамику и структуру инвестиций в отрасли, объемы платных услуг и потребительских расходов семей, информация о численности учащихся, о средних потребительских ценах и индексах цен на отдельные виды образовательных услуг.
В самостоятельных разделах собраны показатели, характеризующие кадровый потенциал и состояние материально-технического и информационного обеспечения образовательных учреждений. сведения о состоянии основных средств отрасли “Образование”, вводе в действие образовательных учреждений, их техническом состоянии и благоустройств, информация об исследованиях и разработках в секторе высшего образования и международные сопоставления отдельных показателей развития образования в России и странах ОЭСР.
Об этом сообщает пресс-служба ГУ-ВШЭ.