Минобразования решило повысить качество профессионального образования за счет серьезной перестройки системы учебных заведений
Опубликовано 17 мая 2005Чиновники решили передать ПТУ регионам, разделить вузы на элитные и обычные, а также ввести схему «бакалавр – магистр». Что из этого вышло, выяснила «Газета.Ru».
Вопрос повышения качества профессионального образования не мог не стать приоритетным: в Министерстве образования и науки его считают ключевым звеном всей системы образования. В то же время, как признал замминистра Андрей Свинаренко, нынешняя система подготовки специалистов всех уровней – от ПТУ до вузов – не соответствует реальным потребностям рынка труда и разрыв между ними постоянно растет.
Исправлять ситуацию чиновники решили с начального и среднего профессионального образования. Как уверяют в министерстве, каких и сколько нужно специалистов низшей квалификации, виднее на местах. А значит, надо передать ПТУ, колледжи и техникумы из центрального подчинения в регионы: пусть там, мол, и определяются. Вместе с пэтэушниками регионам обещают передать и полагающийся на их обучение бюджет – 25 млрд руб. И, как утверждают чиновники, уже передали. Но деньги, как выяснилось, дошли не до всех: кое-где "затерялись", а кое-где были потрачены главами регионов на цели, показавшиеся им в тот момент более важными: от ремонта отопительных систем до выплат зарплат бюджетникам.
В поисках выхода из непростой ситуации ПТУ и техникумы начали вводить платные образовательные услуги, что стало на сегодняшний день единственным результатом их передачи на региональный уровень.
Так, по словам главы комитета образования Санкт-Петербурга Ольги Ивановой, в городе "сокращен прием на обучение за бюджетные деньги", а госзаказ существует лишь на специальности, нужные городу. Например, для работы на местных судостроительных верфях. Те же, кто хочет учиться, например, на секретаря-референта, парикмахера или повара, по ее словам, учатся на свои средства или, в лучшем случае, за счет работодателя.
В отличие от среднеспециального образования, встроить в систему приоритетов высшее оказалось сложнее. Тем не менее структурные перемены ожидаются и в вузах.
Прежде всего, России все же придется перейти на двухуровневую структуру высшего образования по схеме "четыре года – бакалавр плюс два года – магистр".
Оппоненты этой идеи во главе с ректором МГУ имени Ломоносова Виктором Садовничим утверждали, что безоговорочный переход на двухуровневую систему чреват выпуском недоучек, а по ряду специальностей подготовить специалистов за четыре года и вовсе нельзя. Перерыв между бакалавриатом и магистратурой, предсказывали они, наверняка будет использован Минобороны для призыва бакалавров в армию, и такие прецеденты уже есть.
Давление ректорского корпуса вынудило Минобрнауки пойти на компромисс. Наряду с магистром решено сохранить степень дипломированного специалиста с непрерывным пяти-шестилетним обучением. Правда, как рассказал "Газете.Ru" замдиректора одного из министерских департаментов Федор Дудырев, исключение будет сделано лишь для некоторых специальностей (преимущественно инженерных, творческих и медицинских) и утверждено отдельным министерским списком. Для остальных переход с одной ступени высшего образования на другую не будет автоматическим: придется сдавать вступительные экзамены в магистратуру и во многих вузах платить за обучение в ней.
Соответствующий законопроект уже внесен в правительство и, как дал понять "Газете.Ru" Федор Дудырев, встретил там полное одобрение и понимание.
Как удалось выяснить "Газете.Ru" в Госдуме, законопроект найдет понимание и здесь. По нему, со слов парламентариев, "уже достигнут консенсус", а значит, его примут еще до начала летних парламентских каникул.
Ранжированию по уровням подвергнутся и сами российские вузы. Их разобьют на три группы: общенациональные университеты (в определении Минобрнауки – "вузы, ведущие фундаментальные и прикладные исследования и являющиеся культурными и интеллектуальными центрами страны и мира"); системообразующие вузы, "готовящие кадры для того или иного сектора экономики страны или региона", и "все остальные".
К последним, по некоторым данным, будут отнесены более двух третей от общего количества.
Объемы финансирования вузов будут жестко привязаны к их категории. И если первая, немногочисленная, в финансовом плане от этого даже выиграет, то основная масса, как опасаются ректоры, явно проиграет. В проигрыше останутся и студенты: именно в вузах третьей группы получение магистрской степени станет платным в первую очередь.
К началу массовой "выпечки" бакалавров будет подтянуто и изменение стандартов высшего профессионального образования. А поскольку, как разъяснил "Газете.Ru" глава Федерального агентства по образованию и науке Григорий Балыхин, специального закона для этого не требуется, то ожидать перемен следует уже "в ближайшее время". Начнутся они со значительного сокращения количества специальностей по бакалавриату. По словам замминистра образования и науки Андрея Свинаренко, вместо нынешних 670 их останется только 40--50. Как считают в Минобрнауки, чем тратить время и деньги на специализацию, проще подготовить универсального менеджера-бакалавра. В случае же необходимости, рассуждают там, его потом доучит работодатель (либо это сделает сам молодой специалист, но уже за свой счет).
Столь радикальное сокращение количества специальностей не представляется руководству вузов целесообразной. Об этом заявил "Газете.Ru" председатель Совета ректоров Москвы и Московской области, ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров.
По мнению же академика-секретаря отделения профобразования Российской академии образования Василия Жураковского, направлений специализации (а не специальностей) должно быть не менее 80--100.
Вообще, явную установку Минобрнауки на расширение сферы платных услуг в профессиональном образовании критикуют многие эксперты. Болезненность этого процесса, как подчеркнул "Газете.Ru" ведущий научный сотрудник лаборатории по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов, усугубляется отсутствием в России развитой системы государственных образовательных кредитов, субсидий и частных стипендиальных фондов.
Впрочем, среди законопроектов, подготовленных в последнее время в Минобрнауки, есть и открывающий дополнительные возможности для получения бесплатного высшего образования. Жаль только, что он рассчитан на крайне узкий слой абитуриентов – бывших контрактников, отслуживших в армии не менее трех лет.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru