Как готовить память к экзаменам
Опубликовано 18 мая 2005Начинается период массовой сдачи экзаменов – выпускных и вступительных. О некоторых приемах, позволяющих лучше усваивать и запоминать материал, "Газете.Ru" рассказала московский психолог Ольга Юмашева.
Ольга Георгиевна, как устроена человеческая память и можно ли ей "помочь" вытащить в нужный момент нужную информацию?
- Как считают психологи, лишь 7% человеческого сознания лежит на поверхности. Хранящееся там относится к оперативной информации. Этими знаниями мы оперируем целенаправленно и осмысленно, и в том числе - при сдаче экзаменов. 93% нашего сознания - бессознательное, куда также входит информация, полезная для сдачи экзаменов. Это – то, что в нужный момент, как говорится, "выскакивает само" и "неизвестно откуда".
Можно ли перевести "бессознательное" в "сознательное"?
- Да, и помогает это сделать ассоциативное мышление. Именно оно подсказывает нам связь между, скажем, словом мануфактура (я имею в виду предприятие, основанное на ручном труде и ремесленной технике) и латинским словом "мано" – рука. Очень большое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать, скажем, экзамен по истории, искусствоведению или по истории культуры гораздо легче тому, кто ходит в музеи, и у кого дома много альбомов по искусству. Увиденное накапливается в подсознании, а потом в нужный момент логическая цепочка замыкается и выскакивает необходимая информация.
Только не подумайте, что вот так, "сам собой", "из ниоткуда" может "выскочить" и готовый пятерочный ответ на вопрос экзаменационного билета. Как следует подготовиться к экзамену можно только осмысленно, а для этого надо серьезно вкалывать. Процесс работы над изучаемым материалом сводится к двум главным составляющим, одной из которых, как это ни печально, является банальная зубрежка.
Разве ее не предали давным-давно публичной анафеме? Говорят, и методики какие-то новые появились…
- Не верьте тем, кто говорит о вреде или неэффективности зубрежки. Уверяю Вас: без зубрежки обойтись никак нельзя, что бы ни пришлось заучивать: математические формулы или законы Ньютона в физике, правила правописания в русском языке или иностранные слова, исторические даты или географические названия. Даже в литературе надо зубрить стихи и цитаты для сочинений, да еще со знаками препинания…
Есть ли какие-нибудь специальные приемы, помогающие запоминанию?
- Да, и эту задачу нам помогает решать и наша зрительная, и слуховая память.
Как лучше использовать для подготовки к экзаменам зрительную память?
- Взять, например, куски обоев и выписать на них то, что нужно запомнить (даты, формулы, стихи и т.д.), а потом вывесить в тех местах квартиры, где вы чаще всего бываете: на кухне, в своей комнате, в ванной.
Очень эффективным оказалось размещение подготовленных таким образом учебных материалов в туалете.
Был у меня такой случай: я посоветовала развесить такие бумажки девочке, которой предстояло сдавать экзамен по истории, а у нее были проблемы с запоминанием дат. Она вывесила их в туалете, и вскоре нужные даты выучили даже ее родители.
То же самое можно сделать на карточках. Скажем, с одной стороны иностранное слово, а с другой - его перевод и примеры употребления. Очень хорош этот метод для изучения грамматики как русского, так и иностранных языков.
Кроме того, карточки хороши тем, что их можно возить с собой куда угодно и заниматься даже в транспорте.
А слуховую?
- Я советую читать вслух тексты из учебника и записывать их. А потом прослушивать на плеере. Этот прием имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, материал повторяется как минимум дважды: при чтении и при прослушивании (потом при желании можно прослушивать снова и снова). Во-вторых, слушать можно, занимаясь одновременно другими делами: в транспорте, в магазине, на кухне. В-третьих, вы получаете не только знания, но укрепляете свои навыки устной речи – особенно важно, если вам предстоит устный экзамен по этому предмету.
Ну уж говорить-то, наверное, все и так умеют...
- К сожалению, нет. И это тоже сильно мешает при сдаче экзамена. Знаю немало случаев, когда учащиеся 11-го класса были неспособны просто пересказать учебник. Или случаи, когда злоупотребление молодежным сленгом принимало патологический характер, сделав невозможным общение в академической среде.
А как научиться запоминать правильное написание? Есть ли вообще разница при подготовке к письменным и устным экзаменам?
- Принципиальной нет. Проблемы с запоминанием верного написания слов также решаются многократным повторением. Только в данном случае нужно каждый день писать диктанты. Писать, проверять, проговаривать, объяснять и исправлять ошибки, учить правила. Тогда можно преодолеть даже аграфию (врожденную неграмотность).
Очень продуктивно, кстати, заниматься с кем-нибудь вдвоем (только действительно заниматься, не отвлекаясь). Скажем, писать сочинения и по очереди проверять друг у друга ошибки и стиль.
Где гарантия, что полученные ценой бесконечной зубрежки знания не исчезнут на экзамене?
- Нет такой гарантии. Любой человек может забыть, что он учил. Это называется экзаменационный шок. Но и здесь есть противоядие. Это логическое мышление. И для того, чтобы оно заработало на полную мощь, нужна вторая составляющая процесса усвоения учебного материала, о котором мы говорили вначале. Новые знания должны укладываться в память с толком, упорядоченно, в увязке с остальными известными вам данными. Как это ни парадоксально, зубрежка ни в коем случае не должна быть механической. Вызубренные факты – только кирпичики, из которых вы должны построить общую картину, не забывайте об этом. Вообще, важно приучить себя сводить все полученные знания в систему.
Хорошо в этом плане написать шпаргалку (только брать ее с собой на экзамен не надо). Не надо в ней пересказывать учебник - только основные моменты темы.
О чем говорить на экзамене, раскрывая основные пункты получившейся схемы, вы вспомните. Главное, чтобы схема уложилась в голове, пусть (как вам может показаться) и без отдельных деталей. Ту же задачу хорошо решает составление сквозных таблиц – например, по правителям при подготовке к экзамену по истории.
И еще один очень важный момент в этой связи. Если, готовясь к экзаменам, вы встречаете непонятные слова, не стесняйтесь спрашивать, что они значат. Приставайте к родителям, учителям, и не бойтесь показаться глупыми или необразованными.
Запоминать текст, не понимая его – крайне неэффективно.
Наоборот, незнакомые слова могут вам помочь, выполнив роль своеобразных "маркеров": узнав, что означает встреченное в тексте по литературе слово "лапидарный" или в историческом – слово "секуляризация", вы легко запомните и сам текст.
По материаллам сайт gazeta.ru