Кто поступает в гуманитарные вузы
Опубликовано 10 июня 2005Я преподаватель гуманитарного факультета престижного вуза и, как и все преподаватели, репетирую. В своей работе ничего зазорного не вижу, да, не плачу с этого налоги, но не думаю, что сильно оббираю государство, имея в год 5-6 частных учеников. Но за последние два-три года мои размышления о процессе репетиторства резко изменились. Попробую объяснить, с чем это связано.
Раньше ребенок выбирал вуз в первую очередь потому, что у него была склонность именно к тем предметам, которые в этом вузе изучают. По отношению к естественным и техническим вузам так оно и сохраняется, а вот дети, идущие в гуманитарные вузы, идут туда в первую очередь из-за престижности диплома и не в последнюю очередь из-за иллюзии, созданной в школьные годы:история, литература, инстранные языки – это легко, легче, чем математика и химия.
Школьникам кажется, что раз получается выучить английский язык в школе, то они спокойно могут идти в иняз и продолжать учить этот язык. Если были "пятерки" по истории – прямая дорога на истфак в МГУ. Мало кто пытается понять, чему на самом деле учат на этих факультетах и какие еще дисциплины надо будет учить. Склонность к истории многие абитуриенты объясняют любовью к чтению исторических книжек. Один мой ученик гордо сообщил, что он единственный в классе прочитал ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ПО ИСТОРИИ РОССИИ!!! О какой действительной склонности к занятиям исторической наукой можно говорить?!
На филологический идут те, у кого "хорошо в школе идет иностранный", а то, что в сочинениях на русском языке дети делают по 15 ошибок, как бы не учитывается – репетитор научит! Никому в голову не приходит, что репетитор вообще-то должен корректировать хорошие школьные знания, а не давать сведения, не полученные в пятом классе.
Если раньше я учила действительно новым, серьезным, плохо разбираемым в школьной программе вещам, то теперь все чаще я начинаю с азов.
При этом практически каждый родитель имеет свое четкое мнение по поводу того, почему его дитя должно идти на выбранный факультет. Для кого-то это определяется красотой диплома, для кого-то наличием знакомства именно в этом вузе. Мнение репетитора о том, сможет ли учится ребенок, перестали спрашивать.
Я готовила девушку, которая с трудом могла разговаривать из-за природной стеснительности и неумения выражать мысли, к устному экзамену. Полгода я объясняла родителям, что она не сможет сдать устный экзамен, а если и сдаст, то учиться на факультете, где постоянно надо говорить, доказывать свои мысли, просто не сможет. Но у родителей была большая "лапа", дочь поступила и теперь пятый год учится все еще на третьем курсе, мучительно и при помощи той же "лапы" переползая через сессии. Зачем? Да все потому, что диплом престижного вуза приравнивается к новенькому Мерседесу и даче на Рублевке, чтобы все как у людей. А работать дочку куда-нибудь пристроят или замуж удачно выдадут.
Именно поэтому качество образования в нашей стране будет все больше и больше снижаться.
Посмотрите сейчас на объявления в газетах – берут секретарем на рецепции в стоматологической клинике ЖЕЛАТЕЛЬНО с дипломом гуманитарного факультета минимум МГУ. Это и желание показать "крутость" фирмы, но, к сожалению, это еще и понимание, кто и как учится на этих гуманитарных факультетах.
Репетиторский сезон заканчивается. Некоторые из моих учеников и учеников моих коллег действительно заинтересовались тем, чему мы их научили. Они, я уверена, будут хорошими студентами, а кто-то из них будет продвигать нашу науку. Но, оказавшись на факультетах, они будут разбавлены и другими – теми, кто не может понять, зачем они здесь, что им тут делать, чему учиться. С тоской они проберуться через 4-5 курсов, а потом с дипломами престижных вузов станут создавать у всех окружающих впечатление о качестве нашего гуманитарного образования. И таких, я боюсь, будет большинство.
И придет сентябрь, и новые родители будут искать своим детям репетиторов в престижные гуманитарноые вузы, руководствуясь теми же нехитрыми принципами: "дочь любит книжки читать, пойдет на филфак", "сын страшно фильмы о войне уважает, будет историком", "очень хочет быть психологом, так как хочет людям помогать".. А через 5 лет из вузов выпустятся горе-специалисты и пойдут в секретарши с дипломом английского отделения МГУ, потому что они даже не смогут понять, что за знания им дали в вузе и как эти знания можно в жизни применить. Грустно...
По материаллам сайта gazeta.ru