Планы реформы образования встретили отпор в Госдуме
Опубликовано 16 июня 2005В среду в Госдуме министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал депутатам о планах по модернизации системы образования в России. Как передает парламентский корреспондент Страны.Ru Елена Земскова, выступление Фурсенко вызвало непонимание и возмущение ряда народных избранников, прежде всего из оппозиционных фракций. Впрочем, критические замечания парламентариев не смутили министра, который пообещал встречаться с депутатами как можно чаще, чтобы "сгладить все имеющиеся противоречия".
Фурсенко сообщил депутатам, что последние годы объемы финансирования в сфере образования продолжают увеличиваться. Однако по-прежнему вызывает беспокойство низкий уровень заработной платы работников. "В ряде вузов зарплата ректоров измеряется тысячами долларов, в то время как содержание обычных преподавателей - тысячами рублей", - сообщил министр. По его мнению, выделяемые из бюджета средства каждый раз "будут уходить в трубу", если не поменять организационные механизмы в системе образования.
В связи с этим Андрей Фурсенко доложил депутатам об инициативах министерства в этом направлении. В ближайшее время на рассмотрение Госдумы поступит законопроект "Об образовательных субсидиях", принятие которого, по словам министра, позволит улучшить условия для получения профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и создаст механизм закрепления квалифицированных кадров в государственных муниципальных организациях.
Следующий законопроект "О введении Единого государственного экзамена" предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в школе и вступительных экзаменов в вуз. При этом выпускники школ смогут самостоятельно выбирать форму аттестации, а вузы устанавливать дополнительные испытания для своих абитуриентов, отметил министр.
В планах министерства - усиление контроля и надзора в сфере образования. В частности, предлагается совместить процедуры государственной аккредитации и аттестации вузов. При этом аккредитация будет осуществляться только на федеральном уровне. Говоря о структурных изменениях в сфере образования, Андрей Фурсенко сообщил, что в ближайшее время в России будут введены уровни высшего образования - бакалавр (3-4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). При этом будет сохранена возможность непрерывного обучения по программам специалиста сроком 5-6 лет. Кроме того, министерство планирует предоставить научным организациям возможность осуществлять образовательную деятельность.
Выступление министра вызвало критику в зале заседаний. Казалось, что депутаты не хотят слушать о будущих планах министерства, принявшись ворошить его старые ошибки. Депутат от фракции КПРФ Анатолий Локоть поднял вопрос о том, что в вузах сокращается количество бесплатных мест для студентов, а многие услуги в общеобразовательных школах предоставляются на платной основе. На это министр ответил, что "общее образование должно быть бесплатным", но при оказании дополнительных услуг может применяться и коммерческий подход. По его мнению, платное образование в вузах не ущемляет прав и малообеспеченных студентов. "За последние десять лет объем студентов увеличился в 2,5 раза, а за последние четыре года количество выпускников вузов превышает количество выпускников средних школ", - сказал он.
Депутат Александр Крутов (фракция "Родина") потребовал уравнять в правах светское и религиозное образование. Министр заявил, что расширять религиозное образование полезно, но увеличить его долю в учебном процессе сложно "по техническим причинам". Тем не менее, он сообщил, что в настоящее время министерство закончило подготовку школьного учебника по истории мировых религий.
Коммунист Олег Смолин заявил, что новое министерство "не сделало ничего плохого для образования, но и ничего хорошего, и ведет себя, как ветер в мае". По его мнению, выделенные приоритетные направления вызывают тревогу. "В стране выстраивается система образовательного апартеида, а методологи не должны управлять образованием", - считает депутат.
Депутат от ЛДПР Алексей Чернышов принялся настаивать на отмене Единого государственного экзамена. "Это культура продавца или человека, который едет в трамвае и разгадывает кроссворды", - сказал он. По его мнению, в настоящее время министерство пытается внедрить "проамериканское образование, где в основе деньги и больше ничего".
Глава профильного комитета Николай Булаев поспешил успокоить депутатов. "Никто никому не собирается действовать во вред", - сказал он и упрекнул своих коллег в том, что они "явно нагнетают обстановку". Самому министру критические замечания понравились, но некоторые из них он назвал "надуманными".
По материаллам сайта Rambler mass media.