Зам. министра А.Свинаренко: Веление времени
Опубликовано 27 июня 2005Сегодня целью экономической политики является построение экономики, основанной на знаниях. Это означает, что благополучие граждан, общества, страны в целом будет связано, прежде всего, с развитием знаний и компетенций людей, то есть человеческого капитала. Инвестиции в его развитие станут наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Поэтому важнейшим экономическим приоритетом становится повышение качества и эффективности системы образования и научных исследований. Иными словами, кадровый ресурс экономики — важнейшее условие обеспечения конкурентоспособности страны.
Кадровый прогноз
До настоящего времени прогнозы подготовки кадров в основном исходили из наличных возможностей системы профессионального образования и слабо учитывали потребности экономики и общества. Точно определить эти потребности по уровням образования и специальностям достаточно сложно. Сегодня ощущается острый дефицит квалифицированных рабочих, как в развивающихся базовых отраслях производства, так и в сфере малого и среднего бизнеса. Все более востребованными становятся специальности в областях прикладной информатики, природопользования, коммерции, лингвистики и филологии, социальной работы, социально-культурного сервиса и туризма, педагогики и психологии, социологии, экологии и охраны окружающей среды. Поэтому реалистичность прогнозов будет зависеть от достаточно большого количества факторов: структуры и динамики экономики, набора специальностей, демографии, множества других качественных параметров. Особенно важно, чтобы в разработке таких прогнозов активную роль играли работодатели. Система прогнозирования должна основываться на методическом выявлении реальных потребностей базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах, а также учитывать потребности самих граждан в профессиональном образовании, ориентируясь на перспективу глубиной в 5-10 лет. Примерно столько времени уходит на смену технологий в экономике.
Важно учитывать, что востребованность профессий постоянно меняется. Граждане вынуждены не только учиться, но и переучиваться. Поэтому непрерывное профессиональное образование, обучение в течение всей жизни — безусловный приоритет. Для этого необходимо заложить базовый уровень знаний и навыков, отталкиваясь от которого человек сможет постоянно повышать свою квалификацию и овладевать новыми компетенциями. Качественный прогноз возможен лишь с целенаправленным учетом мнения потребителей образовательных услуг, работодателей. Зная их потребности, можно более точно определять государственное задание на подготовку необходимых специалистов. Пока действует задание (контрольные цифры приема) до 2006 года. Сейчас предстоит ввести современные методики прогнозирования, максимально учитывающие мнение работодателей, перспективы территориального развития. Такой опыт уже имеется в ряде регионов. Поэтому при организации работ по прогнозированию в них кроме работодателей должны участвовать органы исполнительной власти всех уровней и, конечно, образовательное сообщество.
Два уровня
Сегодня обсуждается введение двухуровневого обучения в высшем профессиональном образовании. Его развитие позволит заложить основу для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, адекватной потребностям экономики. Сегодня выпуск бакалавров составляет около 60 тысяч в год, а магистров — около 5 тысяч по разным направлениям подготовки, и все они успешно находят работу. Выпускник бакалавриата должен эффективно работать там, куда сейчас идут многие выпускники вузов — дипломированные специалисты: линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и другие. Выпускник магистратуры должен быть готов к решению наиболее сложных задач и организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие РФ.
Учитывая традиции отечественной экономики и образования, по ряду направлений подготовки целесообразно сохранить непрерывную подготовку специалистов. Требования современного рынка труда к уровням образования уже невозможно описать в категориях «рабочий», «механик», «инженер» — они намного разнообразнее, и развитие многоуровневой системы высшего образования помогает их обеспечить. Законом РФ «Об образовании» провозглашен государственно-общественный характер управления образованием. Однако механизмы партнерства образования и общества не отработаны. Есть несколько направлений привлечения работодателей к образовательной деятельности. Во-первых, это прогнозирование потребностей в специалистах и мониторинг рынка труда. Во-вторых, это разработка стандартов на профессии и, впоследствии, образовательного стандарта, разработка классификатора специальностей. В третьих, работодатели могут участвовать в процедурах оценки образовательных программ и качества образования в целом. Ну и, наконец, деятельность попечительских и наблюдательных советов без работодателей вряд ли можно назвать эффективной.
Уже сегодня заметный интерес к этим вопросам проявляют объединения работодателей: «Деловая Россия», «Опора России» и другие организации. Кроме того, существует механизм государственных возвратных субсидий на подготовку специалистов для государственных нужд. Хотя он действовал в условиях плановой экономики и вряд ли будет эффективен в условиях рынка, тем не менее, такая система будет способствовать работе выпускников по специальности. Если выпускник, получивший образование по системе возвратных субсидий, не идет работать по специальности, ему придется вернуть затраченные на его обучение деньги.
Фундаментальность образования
Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Современное представление о фундаментальности образования заключается в способности специалиста решать сложные профессиональные задачи, уметь работать в команде, владении проектным мышлением и аналитическими способностями, коммуникативными компетенциями, толерантностью и способностью к самообучению. Именно эти качества обеспечат успешность личностного, профессионального и карьерного роста. Предпочтение в специализации зависит от рынка труда. Потребность в специалистах широкого профиля будет постоянно возрастать, и их можно готовить на уровне бакалавриата. Специализированная подготовка — более трудозатратна и дорогостояща. Однако в некоторых сферах без такой специализированной подготовки не обойтись. Вместе с тем граждане получают возможность после универсальной подготовки в бакалавриате более точно и ответственно определиться со своей специализацией на втором уровне высшего образования.
В последние годы на первых строках рейтинга профессий, которые выбирают выпускники школ, устойчиво держатся экономист, юрист, менеджер, программист. Меньшинство планирует работать в сфере образования и производства. Молодежь, зачастую не имеющая доступа к достоверной информации о рынке труда, принимает решение о будущей специальности исходя из отрывочных сведений или просто следуя моде. Так, предложение менеджеров разного уровня превышает спрос рынка труда более чем в два раза, юристов почти в два раза, экономистов на одну треть. Вместе с тем в последние несколько лет все явственнее проявляется тенденция к росту конкурса на технические специальности. В ряде технических университетов конкурс на экономические и юридические специальности в области управления сравнялся с конкурсом на технические факультеты и кафедры. Таким образом, в целом наблюдается повышение престижа технического образования и получения квалификации «инженер». Уверен, что при дальнейшем развитии высокотехнологичных секторов экономики в России потребность в качественном техническом образовании будет увеличиваться.
Болонский процесс
Присоединение РФ к Болонской декларации не одномоментное явление, а длительный процесс, рассчитанный до 2010 года. На первом этапе он открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям вузов — в академических обменах с университетами других стран. Мы вместе с европейскими коллегами должны научиться создавать взаимно признаваемые программы высшего образования. Опасения «утечки мозгов» не должны препятствовать развитию международного взаимодействия, так как оно ведет к росту конкурентоспособности образовательной системы. Проблема оттока квалифицированных специалистов — это не вопрос конвертируемости дипломов, это вопрос условий работы и качества жизни российских граждан. Без современной системы образования невозможно развитие экономики, а значит, и улучшение этих условий. Мы планируем отслеживать ход Болонского процесса в РФ, корректировать происходящие изменения. Подписание Болонской декларации — это расширение как возможностей нашей страны в мировом образовательном пространстве, так и возможностей для западных специалистов в России. Создание общих образовательных программ будет полезным для вузов и привлекательным с точки зрения мобильности студентов и преподавателей. Сейчас к нам едут студенты и аспиранты из беднейших стран Африки, Юго-Восточной Азии и крайне редко из Европы. Одна из причин в том, что наша излишне детализированная система подготовки специалистов (около 650 специальностей) непонятна в других странах.
По мере вхождения России в Болонский процесс обмен специалистами будет расширяться. По мере повышения инвестиционной привлекательности нашей страны может увеличиться и приток иностранных специалистов. В условиях постепенной реализации Болонской декларации будут развиваться различные модели партнерства российских и западных университетов. Анализ ситуации позволит определять значимость этих явлений и степень влияния на кадровую политику.
По материаллам ИОС Эврика.