Поволжский Образовательный Портал

На реформу образования не хватает денег

Опубликовано 06 июля 2005

Правительство приняло проекты бюджета на будущий год и трехлетнего финансового плана. И если еще месяц назад премьер Михаил Фрадков негодовал по поводу того, что стоимость реформы образования не просчитана, то теперь министр экономразвития и торговли Герман Греф признался, что просчитана: на реформы образования и здравоохранения не хватает денег. Как же так?

Впервые правительство замахнулось на трехлетний бюджет. Вероятно, для того, чтобы к выборам показать результаты, которых людям пока не видно. Это свидетельствует о грандиозных стратегических планах и одновременно о бессилии. Денег много, но их не хватает, признался Герман Греф. Увеличивать расходы страшно —  возрастут цены, и все прибавки сойдут на нет. В этом году возможно снижение роста ВВП до 5%, стало меньше инвестиций, чем в прошлом году.

Среди основных приоритетов заявлено повышение пенсий и зарплат бюджетникам при неустанной борьбе с инфляцией. Но ничего нового не сказано. Увеличить зарплаты бюджетникам в 2 раза к 2008 году, а с поправкой на инфляцию — в 1,5 раза реально только в том случае, если правительство удержит инфляцию ниже 10%. В этом году это уже невозможно, потому что на 348 млрд. рублей будут увеличены расходы на повышение пенсий, стипендий, денежного содержания военнослужащих, чтобы погасить недовольство, возникшее после неудачной монетизации льгот. Увеличат и расходы на финансовую помощь регионам — примерно на 46 млрд. рублей. Между тем, министр финансов заверил, что инфляция будет снижена к 2008 году до 4%.

Обещанное повышение МРОТ до 1100 рублей с мая 2006 года не означает автоматического повышения зарплат во всей бюджетной сфере. Для региональных властей это всего лишь рекомендация центра.

От величины инфляции зависит и прибавка пенсионерам — обещано, что в среднем пенсии почти удвоятся и составят к 2008 году 3920 рублей. При этом пенсионная реформа буксует: за прошлый год пенсионные накопления граждан не смогли уберечь от инфляции ни частные управляющие компании (в среднем заработали 2% годовых), ни госуправляющий Внешэкономбанк (3% годовых) при инфляции в 11,7%.

С будущего года начнется реформа местного самоуправления. Главная ее идея — создать в каждом населенном пункте или муниципальном образовании орган власти, знающий нужды жителей и имеющий финансы для решения местных проблем. Число муниципальных образований возрастет с 11,5 до 25 тысяч. Но для этого еще нужно выбрать новых чиновников и обучить их, а это около 150 тысяч человек. От того, как пойдет реформа, зависит судьба и жизнь многих учреждений начального и среднего образования. Муниципальная власть будет обеспечивать их работу, а также коммунальных служб, поликлиник, станций «Скорой помощи», акушерских служб, заниматься ремонтом дорог.

Сегодня очевидно, что процесс разграничения полномочий и собственности между муниципальными образованиями и регионами пока еще далек от завершения. Ресурсы муниципалитетов так и не соотносятся с их полномочиями, считает заместитель председателя Комитета СФ по местному самоуправлению Анатолий Салтыков. По данным Счетной палаты, лишь 30-50% расходов муниципальных бюджетов покрывается их доходами.

Депутаты неоднократно настаивали на переносе сроков этой реформы на середину 2008 года. Но помощник президента Игорь Шувалов разъяснил, что этого делать нельзя. По его мнению, «нужно внести ряд поправок, и несколько месяцев у нас для этого есть». Однако принять поправки в Налоговый кодекс, которые должны обеспечить муниципалитеты доходами, до принятия федерального бюджета на будущий год Дума уже не успеет.

В будущем году реформа местного самоуправления вместе с реформами здравоохранения и ЖКХ может вызвать волнения, во много раз превосходящие те, которые были после вступления в силу закона о монетизации, считает эксперт Института социальных проблем Дмитрий Бадовский.

На фронте ЖКХ между тем сохраняется напряженность. 100-процентная оплата коммунальных услуг уже не за горами, предприятия отрасли по-прежнему работают в убыток, обновлять оборудование не на что.

С 2006 года должна начаться и реформа здравоохранения. Здесь ситуация та же, что и с реформой образования. Правда, пока правительство еще не вынесло окончательного приговора. «Если качество медицинской помощи не будет улучшаться, то реакция населения не заставит себя ждать — люди уже выходят протестовать к Минздраву», — предупредил глава этого ведомства Михаил Зурабов.

А невыполненные обещания накладываются одни на другие. Весьма сомнительно, что льготники с будущего года смогут выбирать, что получать — социальный пакет или деньги. Осталось полгода, чтобы успеть написать заявления, но кому? Поправки в закон №122 в части монетизации между тем снова обсуждаются: кого-то забыли, кого-то не посчитали...

Не идут реформы гражданской службы и естественных монополий. Международный валютный фонд в отчете о состоянии российской экономики констатировал: «В связи с замедлением реформ доходы от высоких цен на нефть не служат делу модернизации экономики».

Правительство, однако, держит в кармане один из запасных вариантов спасения от высокой инфляции. Деньги, которые люди получат, им будет предложено тут же сдать обратно. Для этого уже в этом году Минфин выпустит государственные сберегательные обязательства (аналог бумаг госзайма, который был когда-то в СССР). Какова будет их доходность, пока не известно. На что же пойдут деньги от продажи, обязательств, когда и Стабилизационный фонд полон? К тому же эксперты сомневаются, что доходность новых бумаг будет привлекательной. Советская власть неоднократно в принудительном порядке занимала деньги у населения, и память об этом сохранилась. Подобная идея вряд ли станет палочкой-выручалочкой от инфляции.

Между тем постоянно растет один из самых взрывных показателей — соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения. В 2003 году он был высок — 14,5 раза, в 2004 году возрос еще — до 14,8 раза. Это преддверие назревающих волнений.

«Нефть и газ народу!» — под таким лозунгом народ Боливии на днях выступил против очередного правительства. Массовые беспорядки прокатились по всей стране, замученной постоянной сменой власти, которая не приносит облегчения. А наше правительство все еще в задумчивости и демонстрирует низкое качество управления. Если премьер Михаил Фрадков настаивает на том, что на инфляцию нужно наступать и никто не отменял удвоение ВВП, то Герман Греф «уменьшает» ВВП и прочие успехи экономики. Под какой же фамилией скрывается Сусанин? Может, нам пойти по боливийскому пути?

Ирина ГЕОРГИЕВА.


Другие матералы рубрики: