Поволжский Образовательный Портал

Игорь Фёдоров: "Система бакалавр - магистр не подходит для нашего образования"

Опубликовано 09 августа 2005

Только что в крупнейшем инженерном университете страны, МГТУ имени Баумана, закончились вступительные экзамены. Как и все последнее пятилетие, спрос на инженерные специальности - стабильно высокий. Кто сегодня поступает в Бауманский, с какими проблемами приходится сталкиваться? Об этом ректор МГТУ Игорь Фёдоров рассказывает обозревателю Наталье Ивановой-Гладильщиковой.

Игорь Федоров: Уже лет пять конкурс в среднем стабилен - 3-4 человека на место. Пока мы не чувствуем демографического спада. У ребят определенно растет интерес к инженерному образованию. Они приходят хорошо подготовленными. Настраивались на учебу у нас.

известия: Откуда к вам приезжают абитуриенты?

Федоров: География тоже стабильно пестрая: это и Якутск, и Калининград, и Мурманск, и юг России, и, конечно, центральные регионы, Москва. Есть даже ребята с сибирской станции Зима.

известия: А какие специальности наиболее популярны?

Федоров: Все, что связано с информационными технологиями, биомедицинской техникой, экологией, с мехатроникой (смесь робототехники и нанотехнологий: например, робот, передвигающийся в кровеносном сосуде). Но большой конкурс и на наши традиционные специальности: на факультеты машиностроительных технологий, космической техники. Так было не всегда. Даже в те времена, когда я учился, на машиностроительном факультете был значительно меньший конкурс. А сейчас ребята поняли, что и на самых классических специальностях (литье, обработка давлением) широко используются современные информационные технологии, компьютеры.

известия: Сколько человек в этом году поступало к вам по ЕГЭ?

Федоров: Немного - человек 800 (примерно половину из них мы приняли). Всего заявлений в МГТУ поступило около 8 тысяч.

известия: Насколько я знаю, на заседании Совета ректоров Москвы, который вы возглавляете, говорилось о том, что рано еще подводить итоги ЕГЭ и вводить его в действие. А на заседании Союза ректоров России было принято решение пока не выносить на обсуждение закон о введении ЕГЭ с 2008 г.

Федоров: Да. ЕГЭ - эксперимент, который сначала нужно довести до конца, подробно проанализировать его ход. И только после этого принимать решение о его полезности или бесполезности, формулировать положения закона. Ведь в ходе эксперимента по ЕГЭ поступает масса критических замечаний. Совет ректоров Москвы (а это 114 государственных вузов) однозначно высказался за то, чтобы провести тщательный анализ результатов, а потом сделать выводы и говорить о законе.

известия: То есть ЕГЭ не будет повсеместно введен в 2008 году?

Федоров: Я думаю, что нет. Если мы считаем его экспериментом, а не поэтапным движением к заранее известной цели, то он проходит очень тяжело. Нареканий в адрес контрольно-измерительных материалов, в адрес организации (попыток совершить подлог) не становится меньше. Поэтому рассуждать о сроках я бы не решился.

известия: А как обстоит сейчас дело с переходом на двухуровневую систему бакалавр-магистр?

Федоров: Мы встревожились, когда увидели, как хотят перестроить российскую образовательную систему в соответствии с Болонской конвенцией. Несмотря на то что в ней нет никаких указаний на обязательность введения двухуровневой системы, у нас было заявлено однозначно: только система бакалавр-магистр. Но ведь эта схема не подходит ни для инженерного, ни для медицинского образования. На эту тему идут острые дискуссии. Мы пришли к согласию, что в инженерном образовании обязательно должен быть уровень дипломированного специалиста, готовящегося по монопрограмме. А самым правильным было бы действовать так, как это и указано в Болонской конвенции: каждая страна сама определяет более подходящую для себя схему образования. В Бауманском сегодня так и сложилось: есть и бакалавры, и магистры, и дипломированные специалисты. Нас никто не заставлял: просто мы сами увидели, что есть специальности, где это целесообразно.

известия: По каким же параметрам тогда сравнивать дипломы?

Федоров: С помощью экспертной оценки образовательных стандартов, учебных планов, программ. Эквивалентность учебных программ явочным порядком уже устанавливается там, где широко используется так называемая "включенная схема обучения" (обучение в течение полугода, иногда двух лет в вузе другой страны).У нас такая схема широко используется при обучении бауманцев во Франции. Наши студенты едут в лучшие технические вузы Франции (и наоборот), и мы экспертным путем устанавливаем эквивалентность дисциплин. В результате ребята получают два диплома. Наши - дипломы "Эколь Централь", "Эколь Политехник", а французы - Бауманского. Эта схема возникла в результате естественного развития, двусторонних обменов. Такая же работа у нас ведется и с Германией. В Москве была встреча с министром образования Германии, и было решено создать рабочую комиссию по изучению эквивалентности инженерных дипломов, программ, стандартов. Так что необязательно нам входить в европейское образовательное пространство методом перехода на двухуровневую систему. Кстати, во французской "Эколь Политехник" вообще нет степени бакалавра.

известия: Этот год для Бауманского юбилейный - 175 лет. Когда состоятся финальные торжества?

Федоров: 25 ноября в Государственном Кремлевском дворце. А так - 9 мая прошел пробег Москва-Мурманск, большая международная конференция "Образование через науку", съезд выпускников; в сентябре откроется наша выставка в Политехническом музее, будет запущен спутник. 15 ноября в МГТУ состоится совместное заседание с РАН.

Наталья Иванова-Гладильщикова.



 

Другие матералы рубрики: