Почти миллион студентов-первокурсников будет учиться за деньги
Опубликовано 11 августа 2005Подведены предварительные итоги вступительных экзаменов в вузы: первокурсниками государственных вузов стали 1400 тысяч человек.
Правда, успокаиваться им пока рано. Ведь отсев после первого года обучения доходит до 20 процентов.
Особенно это касается "платных" студентов, которые составили в этом году более половины поступивших в вузы. Итоги вступительной кампании стали темой "Делового завтрака" в "РГ" с руководителем Рособразования Григорием Балыхиным.
Российская газета | Григорий Артемович, как прошли вступительные экзамены? Сколько россиян пополнили ряды студентов?
Григорий Балыхин | Средний конкурс в вузы, по предварительным данным, составил 3,5 человека на место.
Студенческий билет получили 1,4 миллиона человек, из них 590 тысяч поступили на бюджетные места и будут учиться бесплатно. И более 800 тысяч человек поступили на платной основе в государственные и в негосударственные вузы.
В этом году минобрнауки выделило дополнительные 2200 бюджетных мест в 127 вузах России для целевого приема ребят из Южного федерального округа. Будем учить их тем специальностям, которые сейчас востребованы в Чечне, Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане и других республиках Северного Кавказа.
РГ | Какие специальности пользовались наибольшим спросом?
Балыхин | Повысился престиж инженерных факультетов, конкурс на них растет. Уже нет былого ажиотажа на экономических и юридических факультетах. Прием гуманитариев стабилизировался.
В этом году студентами стали 1,4 миллиона человек. Почти 600 тысяч из них получат образование за государственный счет, а более 800 тысяч будут учиться за деньги
Все более популярными становятся новые специальности: информационные системы и технологии, информационная безопасность, биобезопасность, робототехника, нанотехнологии. Всего за четыре года было открыто 25 новых перспективных специальностей. И конкурс на них очень высокий. Однако тот набор специальностей, который сейчас сложился, - их около шестисот - зачастую не отвечает запросам рынка труда. И готовят зачастую по старинке. Одна из задач, которые мы ставим, - сокращение номенклатуры.
РГ | Какие специальности будут закрыты?
Балыхин | Не хотел бы сейчас делать таких заявлений. Могу только сказать: мы обязательно будем учитывать как заявки региональных властей, так и работодателей. Важно определить потребность в специалистах через пять лет. Например, руководство РАО ЕЭС прислало нам полный расчет потребностей энергетической отрасли в специалистах на год вперед.
К сожалению, стала не престижной специальность педагога. В прошлом году педвузы не добрали порядка тысячи человек на бюджетные места, в этом году столько же. Разумеется, закрывать ее никто не собирается. Наоборот, будем стремиться возродить интерес к ней. Парадокс в том, что у нас не хватает 40-50 тысяч учителей, а половина выпускников педвузов не идет работать по профессии. Конечно, главная причина - в низком социальном статусе учителя. Сейчас его средняя зарплата 3100 рублей. В некоторых регионах не выплачивают даже 25-процентную надбавку, которую никто не отменял. Просто ее выплата передана с федерального уровня на уровень субъектов РФ, а субъекты таким образом "экономят".
РГ | Ляля Арсланова из Алма-Аты интересуется, сохранился ли бесплатный прием студентов из стран СНГ?
Балыхин | Да, сохранился. Квоты для абитуриентов из СНГ мы не сокращаем. Если страна просит увеличить квоту, мы с удовольствием это делаем. От министра образования Армении в этом году поступила как раз такая просьба, и мы пошли навстречу. Ребята оттуда приезжают хорошо подготовленные, преподаватели ими довольны.
У меня зазвонил телефон...
РГ | Вы отключаете свой мобильный телефон во время вступительных экзаменов, чтобы многочисленные знакомые не донимали вас просьбами "порадеть" за их чад?
Балыхин | Я свой мобильный не отключаю ни днем, ни ночью. И даже если кто-то мне звонит по поводу приема, я всегда внимательно выслушиваю. Если нужно человека поддержать хотя бы морально, проконсультировать, какую специальность выбрать, подсказать, где какой конкурс, - почему бы и нет? А сколько было нарушений во время экзаменов! Вот вы говорите отключить телефон - а вдруг у кого-то жалоба?
По инициативе агентства была создана специальная комиссия, которая проверяла работу приемных комиссий десяти московских вузов. Нашли очень много нарушений. По результатам этой проверки я направил письмо во все учебные заведения с типичными нарушениями.
РГ | Какие это нарушения? Начаты ли служебные расследования по этим фактам?
Балыхин | К примеру, в приемной комиссии абитуриенты должны в обязательном порядке быть ознакомлены с правилами приема и зачисления в вуз, с порядком подачи апелляций. Подтверждающая подпись абитуриента должна остаться в специальной книге. В приемной комиссии необходимо иметь устав, распорядок экзаменов, лицензию вуза. В некоторых вузах даже таких элементарных вещей нет.
Или, например, такой вопиющий факт: вузу выделяется 300 бюджетных мест, а конкурс объявляется всего на 200. Сто мест они ничтоже сумняшеся отдают на конкурс для платных студентов. Между тем, если бюджетные места на специальность не выделяются, то принимать по контракту вообще запрещено.
В одном вузе приемная комиссия была создана сразу по трем предметам. Можете себе представить: русский язык, математика, физика "в одном флаконе"?
Еще одна проблема: какие результаты засчитывать при приеме? В принципе это хорошо известно. Скажем, был приказ не засчитывать в качестве приемных испытаний результаты платных подготовительных курсов. Учитываются только результаты централизованного тестирования, ЕГЭ, участие в международных олимпиадах и победы на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников. А абитуриенты, победившие в вузовских олимпиадах и конкурсах, не имеют такой привилегии, однако эти результаты часто засчитываются при поступлении.
РГ | Сколько абитуриентов поступили в вузы по результатам ЕГЭ? Они предпочитали в основном вузы своих регионов или устремились в столицу?
Балыхин | На основе Единого государственного экзамена поступали в вузы примерно 900 тысяч человек - почти 90 процентов выпускников 11-х классов. Большая часть из них предпочла вузы своих регионов.
РГ | Будут ли на следующий год отменены льготы при поступлении для медалистов?
Балыхин | Трудно сказать. Были такие намерения. К нам поступает много сигналов, что медалисты не подтверждают свои знания. Но, с другой стороны, взять и в одночасье отказаться от медалей - тоже, наверное, неправильно. Ведь для многих это самая дорогая награда. Другое дело, что надо проверять, все ли медали по-настоящему заслуженные, не покупаются ли они? Для этого и создан Рособрнадзор, работают правоохранительные органы. Но лишать ребенка награды нечестно. Надо дать ему возможность проявить себя и поощрять его успехи уже в таком возрасте.
РГ | Планируется ли внедрять возвратные государственные субсидии на обучение в вузах? Можно ли будет воспользоваться такой субсидией уже на будущий год?
Балыхин | Мы подготовили пакет документов. Смысл их в том, чтобы студент получал эту субсидию, а по окончании вуза по направлению государства отработал по полученной специальности три-пять лет. Но в нынешнем правовом поле очень трудно решить проблему возврата этих средств. Для этого необходимы поправки в целый ряд федеральных законов - прежде всего в Трудовой кодекс и ряд других основополагающих законов. Но другого пути нет. Думаю, возможно в 2006 году введение этих субсидий в экспериментальном порядке.
РГ | Наш читатель из Чебоксар Алексей Кравченко интересуется: эксперимент с государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО) будет свернут?
Балыхин | Этот эксперимент мы проводили три года. Сначала хотели "привязать" результаты ЕГЭ к ГИФО. Чем лучше результат "единого", тем большей категории получаешь и сертификат ГИФО и с ним идешь в вуз. Выяснилось, что как форма финансирования ГИФО не совсем сочетается с условиями ЕГЭ.
ГИФО финансировалось только по двум статьям. Это заработная плата и расходы на комплектование библиотечных фондов, организацию практики. В расчет ГИФО не входили ни стипендия, ни коммунальные расходы, ни капремонт, ни приобретение оборудования. Я уж не говорю о капитальном строительстве, на которое у нас предусматривается ежегодно более двух миллиардов рублей. Но если бы в расчет ГИФО входили эти расходы, то многие вузы не выдержали бы таких условий.
Вузам, которые участвовали в эксперименте, приходилось снижать бюджетный прием. В первый же год эксперимента у нас получился перебор средств - вдвое против выделенных: вместо 40 на ГИФО потребовалось 80 миллионов рублей. Хорошо, что в эксперименте участвовало только шесть вузов, а не все 335, подведомственных Рособразованию.
С этого года эксперимент в чистом виде уже не проводится. В 2005 году начинается эксперимент по отработке новых механизмов финансирования вузов, таких, как возвратные субсидии, образовательный кредит, определение оптимального сочетания государственного задания и целевого приема.
Играем по-новому
РГ | Многие обеспокоены тем, что соотношение бюджетного и коммерческого обучения в вузах все больше склоняется в сторону последнего. Как вы думаете, меняется ли в худшую сторону качество студентов?
Балыхин | Не думаю - их ведь учат по тем же программам, те же преподаватели. Другое дело, с чем человек идет в вуз? Мы ужесточаем требования для поступающих на контрактной основе. Ведь смотрите, отсев уже после первой-второй сессии - 15-20%. Нас сейчас, конечно, волнует проблема качества образования, особенно в филиалах вузов. Сейчас Рособрнадзор занимается проверками во многих регионах. Причем инициатива таких проверок идет от совета ректоров регионов.
РГ | Прием в вузы растет год от года. Высшее образование становится у нас едва ли не всеобщим. Эта тенденция, по-вашему, сохранится в последующие годы?
Балыхин | Нужно иметь в виду, что мы сейчас уже сталкиваемся с демографическими проблемами, с серьезным демографическим спадом. Сейчас в школах учатся 15 миллионов ребят, еще шесть-семь лет назад их было 21 миллион. А уже в 2010 году школьников будет всего 13,5 миллиона. Соответственно и количество поступающих к 2010 году в профессиональные училища сократится примерно на 30 процентов, в техникумы - на 20 процентов, в вузы - на 16 процентов.
РГ | Наша газета опрашивала крупнейших политологов, как России выбраться из демографического кризиса. Ваша точка зрения?
Балыхин | Чтобы повысить рождаемость, нужно сейчас решать проблему обеспечения жильем молодых семей. Мы создали и уже три года активно реализуем программу "Обеспечение жильем молодых семей". Из федерального бюджета на эту программу 550 млн. рублей. В прошлом году мы привлекли 12,5 миллиарда рублей средств регионов и спонсоров. Всего мы привлекли порядка 35 миллиардов. 140 тысяч семей молодых получили квартиры.
РГ | Действующий порядок приема в вузы был утвержден приказом министра образования в 2003 году. На следующий год будут новые правила? Чего ждать абитуриентам-2006?
Балыхин | Думаю, что правила приема будут меняться. Осенью Госдума рассмотрит пакет законопроектов об образовании. В том числе и законопроект о ЕГЭ, который сейчас обсуждает вузовская общественность. Кстати, законопроект предусматривает и традиционные формы приема в вузы, а также прием по результатам олимпиад и предметных конкурсов. Правда, называется закон "О Едином государственном экзамене", но там как раз закладывается многообразие, вариативность форм итоговой аттестации выпускников 11-х классов и приема в вузы.
РГ | Родители детей из московской школы 1329 бьют тревогу: у школы забирают спортивный комплекс.
Балыхин | Интересы школьников не должны ущемляться.
РГ | То есть такой спорткомплекс находится в школе, то он должен быть только для школьников?
Балыхин | Надо посмотреть, на чьем балансе этот комплекс. Я возьму этот вопрос на заметку.
РГ | Преподаватель военной кафедры Сибирской государственной геодезической академии, подполковник Виктор Сивачук спрашивает: "Почему преподавателям военной кафедры нашей академии не выплачивается надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, хотя есть приказ министра обороны выплачивать ее в размере 115 процентов взамен отмененных льгот на проезд на транспорте?"
Балыхин | Выплачивается. В проекте бюджета на 2006 год эта надбавка предусматривается. Я свяжусь с этим вузом, выясню. Но такая надбавка предусматривается.
РГ | Валентину Владимировну Белую из Красноярского края волнует такой вопрос: ее сын, студент второго курса бюджетного дневного отделения РХТУ им. Менделеева, был сорван с сессии и призван 26 июня на военную службу Тушинским районным военкоматом. Может ли военкомат призвать на военную службу студента? Какие действия должны быть предприняты и кому жаловаться?
Балыхин | Студент дневного отделения аккредитованного вуза имеет право на отсрочку от призыва. В этом случае действия Тушинского райвоенкомата неправомерны.
Олимпийский резерв
В этом году победителями международных олимпиад стали 22 старшеклассника из России.
Все они поступили в российские вузы без экзаменов. Это члены сборной команды по физике: Руслан Ахунзянов из Набережных Челнов, Иван Гущин из Ярославля, Иван Ерофеев из Новосибирска, Евгений Мозгунов из Сергиева Посада, Юрий Федотов из Тамбова. Они завоевали 4 золотые и одну серебряную медали. В сборную по математике вошли: Василий Астахов из Саратова, Андрей Гаврилюк из Долгопрудного Московской области, Александр Магазинов и Павел Козлов из Ярославля, Никита Калинин и Алексей Катышев из Санкт-Петербурга. Наши математики завоевали 4 золотые и 2 серебряные медали.
Члены сборной по биологии в составе: Ольги Гончаровой из Барнаула, Дарьи Есюниной из Кирова, Павла Кудряшова из Саратова и Михаила Куравского из Жуковского Московской области завоевали одну золотую и три серебряные медали. В 7-м Всемирном географическом чемпионате в Будапеште выступали Вера Ефремова из Стерлитамака, Иван Прохоров из Мурманска и Ренат Темиргалеев из Оренбурга. В командном первенстве ребята заняли второе место. В химической олимпиаде в Тайпее приняли участие Виталий Абдрашитов из Кургана, Алексей Бутенко из Красноярска, Алексей Зейфман из Вологды, Максим Зималиев из Казани. Ребята завоевали две золотые и две серебряные медали.
Всего наши школьники завоевали 11 золотых и 8 серебряных медалей.
Маргарита Шиц.