Рост финансовой обеспеченности образовательной и научной систем должен сопровождаться ужесточением требований к использованию этих средств, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко
Опубликовано 23 августа 2005Как сообщает пресс-служба Минобрнауки России, 19 августа состоялась коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященная разработке прогноза социально-экономического развития страны на 2006 год, а также параметров подобного прогноза до 2008 года (в части, относящейся к ведению министерства).
Основной доклад сделал директор Департамента экономики и финансов Андрей Петров. Разработанный документ принимает во внимание два сценария: вариант инерционной динамики развития России и вариант сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры с усилением инновационной компоненты экономического роста. Второй сценарий принят за базовый. Прогноз уточнен с учетом итогов первого полугодия 2005 года.
Основные задачи системы образования на прогнозируемый период – повышение качества и доступности образования, его непрерывность, предложение образовательных услуг с учетом спроса на квалифицированные кадры, повышение инвестиционной привлекательности системы, переход на принципы подушевого финансирования.
Для этого предстоит реструктуризировать сети дошкольного и общего образования, сельской школы, ввести предшкольное образование для выравнивания стартовых возможностей детей, сделать доступным дополнительное образование детей, разработать и ввести новые образовательные стандарты профобразования, в старших классах перейти на профильное образование, ввести ЕГЭ и развивать уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавр, магистр, специалист) там, где она себя оправдывает, и предложить образовательным учреждениям новые организационно-правовые формы.
Финансирование всей этой деятельности будет учитывать требование Правительства строить расчеты на основе программно-целевых методов, ориентированных на конечный результат. Поэтому основной акцент сделан на разработку двух федеральных целевых программ: «Развитие образования» и «Русский язык». Продолжится исполнение и других действующих программ.
Документ предлагает основные количественные показатели развития сферы образования, такие как численность воспитанников и учащихся на всех уровнях образовательной системы, прием в образовательные учреждения на бюджетной основе, выпуск специалистов, обеспеченность учреждениями дошкольного образования. Такие цифры предложены на каждый год и для каждого варианта сценарного развития – как в абсолютных величинах, так и в процентах к предыдущему году.
Аналогичным образом построен раздел доклада, посвященный научно-технической и инновационной сфере. Документ определяет главные цели – повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии, превращение научного потенциала в мощный ресурс экономического роста, увеличение предложения инновационной продукции и услуг.
Предложено сосредоточиться на институциональном реформировании госсектора науки. Для этого необходимо усовершенствовать его нормативно-правовую базу, оптимизировать правовые формы, в которых существуют научные организации, преобразовать систему управления госсектором и принципы его финансирования за счет федерального бюджета.
Приоритеты – развитие фундаментальной науки и ведущих научных школ, повышение качества кадров, воспроизводство и закрепление кадрового потенциала. Прямая бюджетная поддержка сохранит в России научные школы мирового значения и продвинет новые научные направления. Интеграция науки и образования и развитие вузовской науки привлечет конкурентоспособных на современном рынке молодых специалистов. Основная федеральная целевая программа в этой сфере – «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» на 2002-06 годы.
Много внимания уделено академиям наук, имеющим государственный статус. Программа модернизации их структуры, функций и механизма финансирования разработана вместе с РАН. В результате академическое сообщество будет консолидировано для решения таких общенациональных задач, как укрепление статуса России как мировой научной державы, расширенное воспроизводство знаний международного уровня, увеличение конкурентоспособности отечественного «человеческого капитала».
Среди центральных индикаторов – внутренние затраты на научные исследования и разработки, ассигнования на гражданские НИОКР, количество организаций, которые ими занимаются, численность занятых в них работников, в том числе собственно исследователей, затраты на технологические инновации в промышленности. Цифры даны в ценах соответствующих лет и в сопоставимых ценах.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в ходе дискуссии отметил, что рост бюджетного финансирования научного сектора не должен привести к простому «замещению» в этой сфере частного капитала на государственный. Финансовая ответственность государства не в том, чтобы сократить для бизнеса затраты на научные исследования, а в том, чтобы развивать фундаментальную науку, поддерживать социальную составляющую и совершенствовать инфраструктуру национальной инновационной системы.
По словам Министра, увеличивать финансирование науки и образования чрезвычайно важно, но этим проблема не исчерпывается. Не менее важно определить, во что вкладывать средства, и установить четкие критерии, которые «обоснуют эффективное использование финансовых средств». А.Фурсенко подчеркнул, что рост финансовой обеспеченности образовательной и научной систем должен сопровождаться ужесточением требований к использованию этих средств.