О готовности Российской системы образования к новому учебному году
Опубликовано 05 сентября 2005Во вторник, 30 августа, в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция руководителя Федерального агентства по образованию БАЛЫХИНА Григория Артемовича на тему: "Готовность Россиской системы образования к новому учебному году".
Публикуем основные фрагменты этой пресс-конференции.
БАЛЫХИН Г.А.:
По предварительным данным, в высшие учебные заведения в этом году поступило 1,4 миллиона человек. Сейчас в вузах обучается 6,8 миллиона человек. Средний конкурс в высшие учебные заведения составил около 3,5 человек на место. Это достаточно высокий конкурс. По-прежнему востребованными были такие специальности, как юриспруденция, экономика, менеджмент, творческие специальности. Практически во всех учебных заведениях отмечался повышенный интерес к инженерным и техническим специальностям, а также к новым специальностям. Всего за последние 3-4 года мы открыли 25 новых специальностей.
К сожалению, количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях ежегодно сокращается. Три года подряд мы недосчитываемся примерно миллиона учащихся средней школы. Причем это касается и начальной школы. По оценкам специалистов, к 2010 году количество учащихся в общеобразовательных школах сократится на 25-30 процентов, что составит 13 миллионов человек. В этом году 1 сентября в школу пойдут 15,6 миллиона школьников. Из них в первый класс - 1 миллион 100 тысяч. Для сравнения: в 1999 году в общеобразовательных школах России обучалось 21,5 миллиона ребят. Естественно, что такая неблагоприятная демографическая ситуация скажется и на наборе студентов в вузы и профессиональные училища уже в ближайшие годы.
О подготовке к новому учебному году
29 июля и 29 августа проведены селекторные совещания по подготовке школ к новому учебному году. В целом общеобразовательные учебные заведения к учебному году готовы, и с точки зрения пожарной безопасности, и санитарного состояния. Надо сказать, что с 2003 года, когда произошли пожары в школах в Якутии и Махачкале, университете Дружбы народов, были предприняты беспрецедентные меры, и это дало свой результат. За эти годы количество пожаров снизилось на 25 процентов. По нашей информации 97 процентов школ в РФ полностью готовы к проведению учебного процесса и 1 сентября откроют свои двери перед школьниками. 3 процента школ находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Это в основном малокомплектные сельские школы в Якутии, Ханты-Мансийском округе, Ставропольском крае. Больше всего таких школ – порядка 70 – в Саха (Якутии). Во всех этих территориях ведется работа по строительству новых школ. Например, в Якутии намечена программа, которая позволит в течение 2-3 лет построить новые школы. Из года в год федеральный бюджет и регионы увеличивают объемы финансирования материально-технической базы образовательных учреждений. За три последних года объем финансирования на содержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений из федерального бюджета увеличился в 3,5 раза. Это и капитальное строительство и ремонт, и обновление учебного оборудования. Только в этом году по всей России к новому учебному году введено 434 новых объекта образования. В некоторых регионах, например, Оренбургской области, бюджет образования увеличен в 4,5 раза и составляет 37 процентов от расходной части областного бюджета.
Об антитеррористической безопасности
Мы требуем, чтобы во всех образовательных учреждениях были установлены как минимум "тревожные кнопки". Речь идет не только о школах, но и о высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. С этого года мы также требуем установки системы наружного видеонаблюдения. Это два требования, которые мы предъявляем к руководителям образовательных учреждений. С 2003 года работает программа "Безопасное образовательное учреждение". Она рассчитана до 2010 года. По этой программе выделяются средства – ежегодно 400 миллионов рублей - на оснащение средствами безопасности детских домов, школ-интернатов. Для оснащения школ средства должны изыскиваться из региональных бюджетов. Естественно, что во всех 127 тысячах образовательных учреждениях за один год невозможно установить средства видеонаблюдения. Но до 2010 года все образовательные учреждения должны быть оснащены системами видеонаблюдения.
О кадровом обеспечении
К сожалению, российские общеобразовательные учреждения не полностью укомплектованы преподавательскими кадрами. Не хватает учителей по иностранным языкам, математике и физике, физкультуре. В среднем по России нехватка учителей составляет 50 тысяч человек. Это примерно 2,5-3 процента. Проблема не в том, что мы готовим мало педагогов. Примерно половина выпускников педагогических вузов не идет работать в школы, и прежде всего в сельские школы. Основная причина такого положения дел – низкий социальный статус педагога. Это низкая зарплата, отсутствие возможности решить жилищный вопрос. В то же время мы сейчас предпринимаем меры к тому, чтобы готовить специалистов для государственного сектора – отраслей образования, здравоохранения, культуры. Мы не идем по пути распределения, а готовим положение о возвратных государственных субсидиях.
То есть студент, поступив в университет, получает субсидию, заключает договор с университетом о том, что он, окончив вуз, отработает 3-5 лет по специальности. В противном случае он обязан возвратить субсидию. Кроме того, мы сейчас широко применяем в подготовке специалистов для государственного сектора "целевой прием". В некоторых регионах его называют "губернаторским набором". Это когда из бюджетов субъектов Федерации выделяются средства на подготовку и врача, и педагога, и работника АПК. В этом году впервые 30 выпускников педагогического вуза Астрахани поехали работать в сельские школы. Я думаю, что эти направления нашей работы помогут решить уже в ближайшие годы проблему кадрового обеспечения российской системы образования.
По материаллам сайта Известия Науки.ru